Для вас, родители!

Переход на главную

Для каждого родителя его ребёнок самый драгоценный и умный в мире. Так и должно быть! Предназначение появившегося на свет человечка — быть счастливым, а задача его родителей — сделать всё, чтобы их дитя радовалось каждой минуте своей жизни. Родители являются первыми педагогами. Вы обязаны заложить основы физического, нравственного, интеллектуального развития личности ребенка

Уважаемые родители!

Открытость образовательного процесса в МБДОУ всегда доступна для Вас!  Надеемся предложенные материалы и рекомендации помогут Вам в взаимодействии  с детьми.

Во — первых, необходимо знать, в чем уникальность возраста детей старшего дошкольного возраста.

Возрастные изюминки возраста 4-х лет

Во- вторых, необходимо знать, как правильно общаться с детьми.

Правила общения с ребенком

В- третьих, необходимо уделять внимание интересу детей.

Какие мероприятия и события проходят в нашей группе, с какими познавательными темами знакомятся дети вы можете узнать в рубрике  «Все вместе»

ЯНВАРЬ

   Мчится время все быстрей, ускоряясь на поворотах…но при этом каждый новый день — это подарок, это счастье мгновенья, это новые эмоции и новые открытия. Пришло время январю.
Что рассказать детям про ЯНВАРЬ? До нас дошла старинная поговорка «Январь — году начало, зиме серединка». И ведь действительно, январь – это второй зимний месяц и первый месяц в году. Это самый холодный месяц. Раньше в старину январь звался «Сечень», так как именно в этом месяце ходили в лес рубить подмерзшие деревья.  Также его называли «Просинец» из-за цвета льда.
Говорят: «Месяц январь — зимы государь». И правда, это середина зимы, когда мороз крепчает, лед на реке становится толще, а сугробы больше. В это время день снова начинает увеличиваться, солнце встает раньше. Если начинается оттепель, снежок становится мягким, можно лепить снежную бабу или играть в снежки.  Все растения и деревья все еще в зимней спячке. Зверям и птицам становится голодно. Но до весны еще далеко.

 Если хотите, чтобы ваши дети и дети гостей немного успокоились, а не носились всё время по квартире, устройте им интеллектуальную викторину. Все дети любят и знают сказки, задайте им сказочные вопросы. Придумайте их сами или воспользуйтесь интернетом.

Викторина по сказкам

— Не менее интересным для детей будет посещение местного краеведческого музея. Но поход по всем залам, от одной музейной витрины к другой утомителен для ребёнка, поэтому лучше выбрать одну экспозицию и внимательно рассмотреть её в деталях. Познавательно для детей, а для вас будет повод ещё не раз прийти сюда.
— Выпало много снега? Повсюду открываются горки и специальные трассы для катания на санках? Воспользуйтесь этой возможностью, соберите команду детей – и отправляйтесь кататься. Можно наперегонки, можно паровозиком. Чем больше народу, тем веселее! Главное, одевайтесь теплее и не забывайте о технике безопасности.
— Отправляйтесь всей семьёй за город кататься на лыжах или тюбингах. Возьмите термос с горячим чаем, бутерброды или просто гуляйте по заснеженным тропинкам, дышите чистым воздухом, общайтесь. Дети останутся под впечатлением, да и вы отдохнете от городской суеты.

 Слепите снеговика или постройте снежный замок.

Это отличное занятие для всех возрастов, не забудьте прихватить с собой старые шапки и шарфики, морковку и бутафорские очки – надо же во что-то наряжать свою Галатею? Можно поиграть в снежки, слепить крепость, откопать тайные ходы… было бы настроение!

Памятка по безопасному поведению на льду в зимний период

Правила безопасности при катании с горок

 Сходите в гости к бабушкам и дедушкам

Соберите корзинку фруктов, конфет, солений – и отправляйтесь к родителям. Да, вас усадят за большой стол, возможно будут говорить о чем-то неинтересном для вас – не отмахивайтесь от стариков, когда-то они тоже были молодыми. Пришел ваш черед о них заботиться: полистайте вместе семейный фотоальбом, послушайте истории из прошлого, побалуйте их вещами, которые они не могут себе позволить. Не переживайте, детям будет интересно, и это укрепит связь поколений в вашей семье.

Почитайте сказки, рождественские истории.

Читать в голос не старомодно, это прекрасная возможность почувствовать единение со своими детьми. Главное, устроиться поудобнее, включить новогоднюю гирлянду и найти интересную историю.
Сказки « Морозко» , «Снегурочка», «Зимовье зверей», « Два мороза», «Мороз и заяц» «Снежная королева» Ганс Христиан Андерсен, «Снеговик» сказка Ганса Христиана Андерсена , «Девочка со спичками» Ганса Христиана Андерсена , «Ель» , Новогодний рассказ «Ёлка» Михаила Зощенко, «Серебряное копытце» Павел Бажов, «Сказка Двенадцать месяцев» Самуил Маршак, Сказка Николая Николаевича Носова «Бенгальские огни» и др.

Организуйте семейный квест.

Скоро Рождество и старый Новый год! Не обязательно класть подарки под ёлку. Нарисуйте карту, составьте каверзные вопросы, заставьте близких разгадывать загадки, делать несвойственные вещи, кукарекать. Пусть напрягают извилины, изучают каждый уголок квартиры, чтобы получить заветный сюрприз. Такой подарок они точно запомнят.

Испеките рождественский пирог.

Дети обожают процесс готовки – замешивать крем, вырезать фигурки из теста, придумывать оригинальные украшения. Вот и создайте вместе что-то очень вкусное. А чтобы создать атмосферу праздника – включите рождественскую музыку и подпевайте.

 Играйте  всей семьей.

Шахматы, шашки, лото и разные настольные игры… все, на что не хватало времени в рабочие будни. Такое спокойное времяпрепровождение очень сближает, делает вас настоящим другом для ваших детей.
Новогодние праздники — это прекрасное время, когда можно отвлечься от работы и полностью посвятить себя семье.
Не стесняйтесь впадать в детство и веселиться вместе с вашими малышами, искренне радоваться и удивляться подаркам и новым событиям.
Только так вы сможете завоевать их доверие и стать настоящими друзьями! На долгую память всей семье останутся улыбки на фотографиях и восторженные детские воспоминания: «А помнишь, мама, как МЫ с ТОБОЙ…»

 Познавательная тема 1 недели января: Матушка Природа. Зима. Зимующие птицы

Задачи: Продолжать формировать элементарные знания о зимующих птицах и животных в зимний период; воспитывать заботливое отношение к животным, желание помогать птицам в зимний период; дать первоначальное представление о зимнем покое деревьев и кустарников; побуждать бережно относиться к растениям в помещении и на улице; формировать исследовательский и познавательный интерес в ходе экспериментирования с водой и льдом; расширять знания о свойствах снега и льда.

Основные понятия: Приметы зимы, условия жизни лесных животных и птиц в зимний период, зимующие птицы. 

Уважаемые родители!

В прекрасные зимние дни, особенно в выходные, постарайтесь уделять больше времени прогулкам с детьми. Разумеется, большую часть времени на прогулке будут занимать подвижные игры, катание на санках. Но все же постарайтесь найти несколько минут для совместных с детьми наблюдений за зимней природой, погодой. Когда вы идете утром в детский сад или возвращаетесь вечером домой.

Побеседуйте с ребенком:

Какое время года наступило? Почему ты так решил? Какая погода стоит зимой? Как одеты люди? Какие зимние развлечения у детей?

На прогулке понаблюдайте с ребёнком за зимними изменениями в природе.

Помогите ребёнку запомнить приметы зимы

Приметы зимы:

1) Земля покрыта снегом, а реки и озёра – льдом.

2) Стало холодно, на улице мороз.

3) Дуют сильные ветры, часто бывают метели, снегопады.

4) Ночи стоят длинные, а дни  — короткие.

5) Люди  надели тёплую зимнюю одежду.

6) Дети катаются на санках, лыжах, коньках, лепят снеговиков, строят снежные крепости, играют в снежки.

Задайте ребенку вопросы о зиме и объясните, что отвечать на них нужно полными предложениями.

Например:

— Какое сейчас время года?

— Сейчас зима.

— Почему ты так думаешь? Постарайся перечислять все приметы зимы.

— На улице мороз, земля покрыта снегом, снег лежит на ветках деревьев и на крышах домов, водоемы подо льдом. Люди надели теплую зимнюю одежду. Дети катаются на лыжах, санках и коньках, лепят снеговиков и играют в снежки. Прилетели снегири.

Наблюдение за тем, как идет снег. Наблюдая снегопад, обратите внимание детей на то, как изменяется форма снежинок в зависимости от погоды.

В безветренный морозный день снежинки падают медленно, они крупные, блестящие, похожие на цветы или звездочки. Они падают по одной, поэтому их можно хорошо рассмотреть на рукавичке или темном рукаве пальто.

При слабом морозе снежинки похожи на мелкие шарики, тогда говорят, что идет снежная крупа.

При сильном ветре идет сплошная снежная пыль — это ветер обломал у снежинок их красивые лучи.

В сильный мороз снег хрустит под ногами — это ломаются лучики снежинок, которые от мороза стали хрупкими.

Когда нет мороза, во влажную погоду, снег падает хлопьями. Эти хлопья состоят из множества слипшихся снежинок, которые, как ватой, окутывают все вокруг.

Когда идет сильный снег, можно объяснить детям, что это снегопад, и спросить, как они думают, почему его так называют люди.

Обратите внимание детей на зимние деревья.

Когда после оттепели ударит мороз, деревья, их ветви и ствол покрываются ледяной корочкой, и, тихо позванивая, ударяются друг о друга ледяные ветви.

Красиво выглядят деревья, когда изморозь развесит пушистые гирлянды снега на ветках, как будто кто-то украсил их тончайшим кружевом.

Любуясь деревьями в разную погоду, попросите детей высказать свои впечатления, учите их сравнивать.

Пусть дети найдут такие сравнения: «У елки ледяные пальчики», «Елка закуталась в снег до самых глаз, как в пуховое одеяло», «Красиво, как в снежном царстве».

Почитайте рассказы о зиме: 

Рассказ о Зиме для детей

https://skazkii.ru/korotkie-rasskazy-o-zime-dlya-detej 

Зимой в особом нашем внимании и помощи нуждаются зимующие птицы.

Загадайте загадки о зимующих птицах

  1. Плотник с острым долотом строит дом с одним окном… (дятел).

  2. Кто красуется на ветке в желтой праздничной жилетке? Это маленькая птичка, а зовут её …(синичка)

  3. Эта птица так болтлива, воровата, суетлива, стрекотунья, белобока, а зовут её …(сорока).

  4. Красногрудый, чернокрылый, любит зернышки клевать, С первым снегом на рябине он появится опять. (Снегирь)

  5. Чернокрылый, красногрудый зимой на ветках яблоки! Скорей их собери! И вдруг вспорхнули яблоки, ведь это … (снегири

  6. От простуд он не страдает, не страшится злобных вьюг И к зиме не улетает на далёкий знойный юг. Пусть покроют снега груды и пригорок, и пустырь — Раскрасавец красногрудый, житель севера … (снегирь)

  7. На ветвях украшенных снежной бахромой, яблоки румяные выросли зимой. Яблоки на яблоне весело снуют, гусениц мороженых яблоки клюют. (Снегири) В тёплый край не улетают, на морозе распевают, Эти птички-невелички называются … (синички)

  8. У этой птички клюв кривой, а гнёзда вьёт она зимой, Из шишек семечки клюёт, кто это птичку назовёт? (Клёст)

  9. В серой шубке перовой и в морозы он герой, Зимовать не улетает, под карнизом обитает. (Воробей) Что за стол среди берез под открытым небом? Угощает он в мороз птиц зерном и хлебом (Кормушка)

Вместе с детьми смастерите и повесьте за окном или рядом с домом кормушку для птиц. 

Обратите внимание детей на то, что в сильные морозы воробьи, как правило, не прыгают, а сидят неподвижно, распушив перышки, нахохлившись — так они греются. Дети должны узнавать снегирей по розовой грудке и серо-синему оперению. Можно подсказать детям сравнение «как розовые яблоки на снегу».

Наблюдения за синичками. Дети должны узнавать и синиц по желтой грудке и черному галстуку. Синицы питаются в основном вредными насекомыми, которых вытаскивают своими острыми клювами из-под коры деревьев. Пусть дети понаблюдают за синичками, сидящими на ветке дерева.

Объясните детям, что в гололед, когда ветви деревьев покрываются корочкой льда, синички голодают, потому что не могут доставать насекомых из-под коры. В такое время необходимо подкармливать птичек. Синички любят сало.

 Занимайтесь с детьми не только на прогулке,но и дома:

Посмотрите мультфильмы:

«Зимняя сказка» Союзмультфильм, 1945 г.

«Девочка и зайцы» Киевнаучфильм, 1985 г.

«Двенадцать месяцев» Союзмультфильм, 1956 г.

«Новогодняя сказка» Союзмультфильм, 1972 г.

«Зимняя сказка» Экран, 1981 г.

«Первая зима» Киевнаучфильм, 1978 г.

Чтение художественной литературы:

Слушая сказки и рассказы о природе зимой, дети познают о жизни окружающего мира в трудное зимнее время года, как переживает зиму деревья, животные, как зимуют птицы, узнают о явлениях природы зимой. Зима в сказках и детских рассказах:

Поупражняйте ребенка в подборе антонимов, предложив поиграть ему в игру «Скажи наоборот»

Летом дни жаркие, а зимой — холодные.

-Летом небо светлое, а зимой — …

-Летом день длинный, а зимой — …

-Летом солнце светит ярко, а зимой — …

-Весной лед на реке тонкий, а зимой — …

— Снег мягкий, а лед… — …

-Одни сосульки длинные, а другие — …

 Поиграйте в пальчиковые игры «Зима», «Пришла зима», «Снег ложится на дома», «Санки лыжи и коньки».

Пальчиковая гимнастика «Зима»

Раз, два, три, четыре, пять, Загибают пальчики по одному.

Мы во двор пошли гулять. Идут по столу указат. и средний пальчики

Бабу снежную лепили, “ Лепят” комочек двумя ладонями.

Птичек крошками кормили, “ Крошат” хлеб всеми пальчиками.

С горки мы потом катались, Ведут указ. пальцем по ладони.

А еще в снегу валялись. Ладошки кладут на стол одной и другой стороной.

Все в снегу домой пришли. Отряхивают ладошки.

Съели суп и спать легли. “ Едят ложкой” суп

Поиграйте с ребенком в игру «Четвертый лишний»на развитие логического мышления.

Ворона, голубь, воробей, ласточка.

Лиса, волк, медведь, жираф.

Коньки, скакалка, лыжи, санки.

Снег, лед, вода, снежинка.

Вьюга, пороша, дождь, снегопад.

 «Назови ласково».

Снег — снежок. Лед — … Зима — … Мороз — … Метель — … Солнце — …

 «Какой? Какая?»

Зима какая?         (холодная, морозная, снежная, долгая, волшебная и т.д.)

Снег какой?         (белый, пушистый, легкий, чистый, серебристый, мокрый, липкий, рассыпчатый и т.д.)

Лед какой? (холодный, прозрачный, твердый, блестящий, гладкий и т.д.)

Мороз какой?      (зимний, крепкий, суровый)

Снежинки какие? (белые, легкие, узорные, красивые, холодные, хрупкие, нежные, кружевные и т.д.)

Познавательная тема 2 недели января: «Юные изобретатели»

Задачи: поддерживать интерес детей к познавательно — исследовательской деятельности в различных формах взаимодействия с детьми

Основные понятия: ученые, изобретатели, наука, опыт, эксперимент

17 января во всем мире отмечают День детских изобретений. Множество вещей, которые сейчас не кажутся нам чем-то необычным, изобрели именно дети. А все дело в том, что они не боятся пробовать новое, экспериментировать и часто обращают внимание на незаметные для взрослых проблемы. На протяжении недели мы с детьми будем организовывать познавательно — исследовательскую деятельность в различных видах (по страницам энциклопедии, опыты и эксперименты, продуктивная, игры).

В честь праздника мы собрали для вас несколько гениальных изобретений, созданных детьми. В их числе и разработки из прошлых веков, и достижения современных ребят. Познакомьте с ними своих детей

Детские изобретения, изменившие жизнь

В каждом ребенке заложено стремление познавать окружающий мир. Дети  каждый день стараются узнать что-то новое, и у них всегда много вопросов. Им можно объяснять некоторые явления, а можно наглядно показать, как работает та или иная вещь, тот или иной феномен. Отличный инструмент для этого – опыты и эксперименты.

Памятка для родителей (как поддержать юных исследователей)

Предлагаем несколько занимательных опытов и экспериментов, которые можно провести с ребенком дома.

Чтобы поддерживать познавательный интерес детей, развивать у них изобретательские способности в соответствии с их возрастом почитайте книги о мальчике Чевостике Е.А.  Качур. Это естественные науки в простой и доступной форме. Очень интересные, поверьте нам!!!

Познавательная тема 3 недели января: «Зимние забавы. Зимние виды спорта»

 Задачи: Закрепить представления о зимних видах деятельности. Побуждать рассказывать о зимних забавах в детском саду и семье. Закрепить знание о зимних забавах. Способствовать формированию основ здорового образа жизни, потребности интересно и весело проводить время в зимний период времени

Основные понятияспорт, здоровье, забава, здоровый образ жизни

Для детей зима очень веселая пора! Пожалуй, никакое другое время года не может их порадовать таким большим разнообразием игр и развлечений на свежем воздухе. Зимние игры, безусловно, идут на пользу малышам. Прогулка зимой – это чаще всего активный и подвижный отдых. Это только взрослые могут не любить зиму. Им кажется, что на улице светлеет поздно, темнеет рано, мокрый снег под ногами или мороз сильный. Дети же наоборот обожают зиму, и вместе с ней и ее зимние забавы и игры.

Много зимних видов спорта.

Лыжи, санки и коньки. И фигурное катанье,

Выбирай, что хочешь ты. Нужно спортом заниматься.

И здоровье укреплять. Олимпийские резервы.

Обещаем пополнять.

Для детей спорт является непременным условием их физической активности и крепкого здоровья. Активность ребенка должна проявляться круглый год, и погода – не препятствие для здорового образа жизни и занятий спортом. Главное, знать – с какого возраста можно заниматься детям зимними видами спорта, и нет ли ограничений по состоянию здоровья.

Загадайте загадки:

Дети очень любят отгадывать загадки.   Они развивают мышление,память,воображение. 

Во дворе с утра игра,                                                
Разыгралась детвора.
Крики: «шайбу!», «мимо!», «бей!» —
Значит там игра — ….
(Хоккей)

 С горки я лечу стрелой,
Резвы кони подо мной.
Две полоски на снегу
Оставляют на бегу.
(Лыжи)

    Мчусь как пуля я вперед,
   Лишь поскрипывает лед,
    Да мелькают огоньки.
    Кто несет меня? …
    (Коньки)

Я катаюсь на нем
До вечерней поры.
Но ленивый мой конь
Возит только с горы.
А на горку всегда
Сам пешком я хожу
И коня своего
За веревку вожу.(Санки)

Этой палкой бей смелее,
Чтоб удар был, как из пушки,
Эта палка – для хоккея
И   зовется она…
(Клюшка)

До чего же повезло –
Сколько снегу намело!
Выходим спозаранку
Кататься мы на …
(Санках)

Дождались зимы друзья;
По реке бегут, скользя.
Лед срезают, как ножи,
Выполняя виражи.
(Коньки)

Он на вид – одна доска,
Но зато названьем горд,
Он зовется … (Сноуборд)

 На ледяной площадке крик,
К воротам рвется ученик.
Кричат все: «Шайба! Клюшка! Бей!».
Веселая игра … (Хоккей)

Выучите стихотворение с ребенком:

Я катаюсь на коньках, разгорелись ушки!

 Рукавички на руках, шапка на макушке!

 Раз, два – чуть не поскользнулся,

Раз, два чуть не кувыркнулся.

 Снег, снег, белый снег, засыпает он нас всех!

Дети все на лыжи встали и по снегу побежали.

 Покатились санки вниз – крепче, куколка, держись!

 Ты сиди, не упади – там канавка впереди.

 Надо ездить осторожно, а не то разбиться можно!

Игра «Что делает?»

Попросить ребенка ответить на вопросы:

-Что делает конькобежец? (Конькобежец бегает на коньках)

-Что делает саночник? (Саночник катается на санках)

-Что делает лыжник? (Лыжник катается на лыжах)

-Что делает хоккеист? (Хоккеист играет в хоккей)

-Что делает фигурист? (Фигурист занимается фигурным катанием)

Игра «Один — много».

Попросить детей изменить слова по образцу:

Сноубордист — сноубордисты.

Лыжник-_______________________________________

Хоккеист-______________________________________

Фигурист-______________________________________

Конькобежец-___________________________________

Саночник-____

Упражнение «Подбирай, называй, запоминай»:

Закончи предложения (подбери и назови как можно больше слов-определений и слов-действий.

Зима (какая?) — холодная, снежная, морозная, долгая.

Снег (какой?) — ….

Снежинки (какие?) — ….

Лед (какой?) — ….

Погода (какая?) — ….

Снежинки зимой (что делают?) — падают, вьются, кружатся, искрятся, блестят, тают.

Лед на солнце (что делает?) — ….

Мороз (что делает?) — …

Чтобы закрепить основные понятия по теме с детьми  дома, можно почитать или посмотреть информацию в интернете, а можно самому рассказать, как катался на коньках сам и показать фото

Что рассказать детям о зимних видах спорта

Вырежьте вместе с ребенком картинки с изображением зимних забав или нарисуйте самостоятельно, вклейте их в альбом, либо сделайте коллаж.

Обратите внимание на безопасность ребенка при использовании ножниц, клея. Перед работой повторите с ним правила работы с ножницами, клеем. Старайтесь работать аккуратно, рабочее место содержать в чистоте, при работе с клеем используйте салфетку.

Помните! Совместная творческая работа не только объединяет родителей и детей, но и создает атмосферу тепла и доверия во взаимоотношениях.

 

Многие вопросы, которые задают родители, могут интересовать всех. Но не каждый их может задать их в силу разных причин. Для этого в нашей приемной группы создан ящик «Ваши вопросы», ответы мы дублируем на странице сайта в рубрике  «Вы спрашивали, мы отвечаем».  Вместе со мной эту рубрику ведут специалисты МБДОУ.

13.09.2022   Мой сын 4,5 года стал грызть ногти. Как отучить сына грызть ногти? Иванова Ольга

Ответ педагога — психолога МБДОУ: Грызть ногти это привычка, которую используют для снятия напряжения. Во время грызения ногтей ребенок дает выход своей агрессии, напряженности, психологического дискомфорта, раздражения и получает  удовлетворение(спокойствие). Если ребенок не выражает эти свои отрицательные чувства, они копятся у него, не находя выхода, переполняют ребенка. В этом случае,  грызение ногтей ребенком воспринимается как спасение.

Что нужно делать?

1)Необходимо ребенка научить адекватным способам выражения агрессии. Позволять ребенку свободно, адекватными способами выражать свою агрессию, гнев. Например, иметь дома подушку, которую ребенок при необходимости может побить, то есть оставить свои негативные мысли.

2)Отказаться от упреков, угроз и наказания. Понимать, что происходит с ребенком, переключать, отвлекать его в момент грызения ногтей.

Что нельзя делать?

1)Говорить ребенку про грызение ногтей, тем самым фиксировать словами в сознании ребенка эту привычку.

2)Запрещать, наказывать за эту привычку.

Необходимо настроиться на длительный период затухания этой привычки, который  обычно равен периоду ее протекания.

 19.09.2022  Каждое утро я выдерживаю небольшое сражение в собственном доме. Ребенок не хочет вставать, отказывается одеваться, просит еще минуточку полежать. Он так долго собирается, что приходиться его подгонять. Есть ли выход из подобной ситуации? Нефедова Наталья

Ответ воспитателя: Утро — самое сложное и трудное для ребенка время, требующее от взрослых особенно бережного отношения и внимания. Многие дети и родители начинают утро со своеобразного поединка, потому что не имеют времени для составления элементарного распорядка дня и не прибегают к помощи нескольких приемов, которыми я хочу с вами поделиться:

Составьте распорядок дня и соблюдайте его! Уже через несколько дней утро перестанет приносить вам неприятности. Наберитесь терпения и первые две недели вставайте на 5-10 минут раньше необходимого времени.. Купите будильник для ребенка и научите им пользоваться! Мелодия должна быть приятной и бодрой.

Измените атмосферу пробуждения. Сделайте его радостным, заражайте детей оптимизмом. Включите яркий свет, радиоприемник, ходите по квартире, напевая бодрую мелодию.

В спокойной обстановке обсудите с детьми те действия, которые им нужно выполнять каждое утро. Составьте схему или таблицу сборов. Используйте эту таблицу как напоминание для ребенка.

0чень полезно, если утреннее расписание ребенка будет включать небольшую работу по дому, что-нибудь нужное для всей семьи. Принести почту, накрыть на стол, полить цветы, насыпать корм кошке, покормить рыбок, порезать хлеб и т. д.

 23.09.2022 Можно ли навсегда исправить вальгус? Коробейникова А.

Ответ инструктора по ФИЗО. Вальгус у деток – явление распространенное 

До 4 лет он может быть нормой. И главное для мамы – дать детской стопе свободу, чтобы она правильно развивалась:

—без ортообуви на улице

—без тапочек дома

—с опорой на разные поверхности…

Но если ребёнок растёт, а стопа его заваливается вовнутрь

Если его ножки стоят X-ом

Если вываливается животик у непухленького малыша

️Пора подключать дополнительные меры!

Если заняться проблемой вовремя, в 90% случаев вальгус можно вылечить.

Лечите, пока не поздно! 

Процесс формирования стопы происходит вплоть до 13-14 лет. В среднем в 7-9 лет свод уже сформирован. Чтобы помочь ему сформироваться оптимально, нужно использовать, как правильную среду, так и правильные нагрузки с включением нервной системы.

У взрослых возможна только коррекция, тогда как до 7 лет от заболевания можно полностью избавиться, а до 13 лет – значительно улучшить состояние.

Прогресс также зависит от степени плоскостопия: с 1-й ст. работать проще, чем с 3-й.

Исправить вальгус можно только через возвращение ногам здоровой функции.

Благодаря здоровому активному движению постепенно изменяется форма ножек и всего тела в целом.

06.10.2022      Ребенок невнимателен, часто отвлекается, как помочь? Шалаева Екатерина.

Ответ воспитателя : Педагогическая помощь в детском саду направлена на развитие целенаправленности, внимания, памяти, ориентировки в пространстве, совершенствование точных движений. Формирование знаний и представлений, умения думать, обобщать, выделять главное, неразрывно связано со стимуляцией речевого развития. Подход к ребёнку должен быть организован с учётом уровня его знаний, индивидуального темпа работы, работоспособности, особенностей поведения. Помните — попытки форсировать обучение с целью «наверстать», «догнать» сверстников за счёт обильных и интенсивных занятий, быстрого темпа обучения чаще всего дают отрицательный результат: утомлённый ребёнок, не понимающий, чего от него хотят, будет протестовать и огорчаться.
Хороших результатов можно добиться, лишь ориентируясь на индивидуальные особенности ребёнка, задерживаясь на каждом этапе освоения знаний столько, сколько необходимо ребёнку, поощряя успехи и поддерживая в трудностях.

Конечно, от специалистов зависит многое. Но от вас — ещё больше.
Без вашего участия и вашей помощи ни один самый замечательный специалист не решит проблем вашего ребёнка.
Не бойтесь обращаться за помощью. Но и сами будьте готовы приложить усилия в преодолении имеющихся проблем, принять обоснованное, взвешенное решение, помочь специалистам в развитии, обучении, коррекции проблем вашего ребёнка. И с полным правом разделить с ним заслуженный успех.

 11.10.2022     Моему ребенку 4.5 года, могу ли я ему поручить домашние обязанности? Панова Ольга

Ответ воспитателя: Детям необходимо прививать привычку помогать взрослым по дому. Однако это следует делать постепенно, не перегружая малыша .В 2-3 года дети любят помогать родителям, а с 4-6 зачастую имитируют деятельность взрослых. Чем старше ребенок, тем шире круг его обязанностей.

В 2-5 лет ребенок может собирать игрушки, относить мусор в ведро, относить вещи в стирку вытирать пыль. В возрасте 5- 8 лет заправлять постель, разбирать вещи после стирки, вытирать зеркала, пылесосить, поливать цветы.

Что нужно делать при этом:

— трудиться вместе,

— совмещать выполнение домашних работ с развитием ребенка (убирая игрушки, можно повторять их цвет),

— превращать уборку в веселое занятие,

— учитывать возраст и желание ребенка,

— обязательно хвалить.

Что нельзя:

— не ожидайте идеальных результатов,

— не ругайте (дай лучше я сама)

— не рассматривайте домашние обязанности в качестве наказания,

— не делите виды деятельности по половому признаку.

«Не хочу помогать» — проблема распространенная, а ее причины зависят во многом от поведения мам и пап.

 14.10.2022   «Мой ребенок совсем не любит рисовать в альбоме, все карандаши, фломастеры  разбрасывает и ломает, но при этом  он рисует на мебели и стенах. Как приучить ребенка рисовать на бумаге? »   Юрчак А. С.

Ответ воспитателя: Если ваш ребенок  совершенно не хочет рисовать обычным способом – карандашами, фломастерами, краскам и кисточками, или рисует, но при этом страдают обои в квартире или мебель, то помочь решить эту проблему может использование нетрадиционных техник рисования, которые успешно применяются уже с раннего возраста.  Многие родители об этом знают, но боятся применять такие способы на практике по разным причинам: сомневаются в своих художественных и педагогических способностях, думают, что это займет слишком много времени, не уверены, что ребенку это понравится.

На самом деле сомнения совершенно напрасны, стоит только попробовать творить с помощью нетрадиционных техник рисования, и это занятие может на долгое время превратиться в настоящее семейное увлечение! Познакомиться с такими техниками можно в нашей консультации. 

 Консультация «Нетрадиционные техники рисования»

Существует множество техник, с помощью которых можно рисовать, кроме того, в творческом процессе вы с ребенком сами можете придумывать новые способы создания изображений, это тоже очень интересно. Рассмотрим самые доступные, не требующие больших затрат и усилий, но в то же время оригинальные и занимательные техники рисования, с которыми справится любой родитель и начинающие маленькие художники.

Рисование пальцем или ватной палочкой – рисование линий, точек, фигур с помощью пальчика или ватной палочки, который обмакнули в краску.

Рисование ладошкой – создание рисунка при помощи отпечатков ладоней, на которые нанесена краска. С помощью этой техники можно создавать различные изображения – рыбок, птичек, бабочек, солнышко, осьминожек, а дорисовывая кисточкой, пальчиками или другими приспособлениями детали, вы получите настоящие шедевры!

 Рисование методом тычка основано на создании изображений с помощью полусухой жесткой кисти, также для этой цели подходят старые использованные фломастеры, кончик которых разрезается на несколько частей, и таким образом получается инструмент, с помощью которого можно делать красивые отпечатки – тычки и создавать из них линии, узоры и любые изображения.

Детям очень нравится рисовать с помощью печаток, изготовленных из подручного или природного материала. Для этой цели отлично подходят старые пробки, листики, кусочки овощей (например, печатки из картофеля) и другой бросовый материал.

Интересный способ рисования – тампонирование: с помощью кусочка поролоновой губки и краски закрашивается силуэт любого трафарета, и получаются красивые и аккуратные рисунки, с этой техникой успешно справляются даже начинающие художники самого маленького возраста.

Многообразие техник нетрадиционного рисования — монотипия, кляксография, набрызг, рисование цветными ниточками, рисование по крупе и многие другие способы создания оригинальных и неповторимых рисунков, увлекут не только малыша, но и любого взрослого. Будьте смелее, экспериментируйте с материалами и техниками — и рисование нетрадиционными способами поможет не только в развитии ваших детей, но и укрепит взаимопонимание между вами и ребенком, объединит семью общим интересным делом и создаст неповторимую атмосферу творчества в вашем доме!

«Каждый ребёнок – художник. Трудность в том, чтобы остаться художником, выйдя из детского возраста».   Пабло Пикассо  

     19.10.2022   «Как справиться с детской истерикой? Много раз мы пытались не обращать на это внимание, но смотреть на него в таком состоянии больно. Получив свое, ребенок сразу успокаивается и на какое-то время становится прямо-таки ангелочком. Я со страхом жду, что будет дальше». Малышева А.Ю.

Ответ педагога- психолога. Игнорируйте! Проявите терпение и выдержку! Нельзя поддаваться требованиям ребенка, которые тот предъявляет в виде истерик, крика или припадков! Подобное поведение малыша преследует несколько целей: добиться вашего внимания, получить желаемое вознаграждение, продемонстрировать свою власть над вами. Если ребенку удалось добиться своего с помощью истерики, он будет прибегать к этому способу все чаще и чаще. Обычно дети закатывают сцены именно мамам, в крайнем случае, когда присутствуют оба родителя, и почти никогда подобных историй не происходит наедине с папами. Почему? Может, ребенок понимает, что мама быстрее и легче сдается? Бороться с истерикой надо терпением и спокойствием. Помните, что истерики — это временное явление. С возрастом они обязательно прекратятся.

25.10.2022   Ребенок умеет говорить звук Р, но в речи все равно про него забывает. Как это исправить?  Шестакова Марина

 Ответ учителя — логопеда. Сначала в игровой форме закрепите изолированное произношение звука «р». Можно «заводить мотоцикл» — др-др-дрр; изображать тигра и тигренка — длительно произносить «р» высоким и низким голосом. Обращайте внимание на правильную артикуляцию звука (язык поднят вверх, дрожит). Закрепите правильное произношение в слоге, слове, стишках, предложениях. Затем можно отработать дифференциацию звуков «р» и «л» (например, добавить в слово нужный звук — …акета; …опата; забо…; дяте…; ма…ыш; ко…ова).

 09.11.2022 Моему ребенку 4,7 лет очень агрессивный. Как исправить ситуацию? Чвикова Ирина

Ответ педагога — психолога. Причин агрессии может быть много, но к основным причинам детской агрессии относят:

— агрессивное поведение родителей,

— недостаток внимания со стороны родителей,

— внутренние страхи и переживания,

— упущение родителей в воспитании,

— отсутствие двигательной активности.

Как бороться с агрессией ребенка?

  • Не ругаться в присутствии ребенка(детей)

  • Устранить физические наказания, выбрать другие методы

  • Предупреждать о недопустимости агрессивного поведения и результатах

  • Отдать  на спортивную секцию (кроме единоборств)

  • Обнимать и проявлять свою любовь.

Проявляя любовь к своему ребенку, вы учите его правильно взаимодействовать с окружающей реальностью. Главное  — правильно реагировать на его поведение.

 14.11.2022  Нужно ли баловать детей и как делать это правильно? Круглова Мария.

Ответ воспитателя. Без преувеличения этот вопрос можно назвать вечным. Но есть ли на этот извечный вопрос найденный кем-то универсальный ответ? Попробуем в этом разобраться.

Как правильно баловать детей

 Правило №1: Устраивайте внезапные дни совместного отдыха! Весёлые и насыщенные выходные — это отлично. Но иногда так не хочется вставать в садик или в школу. Время от времени (не слишком часто, конечно) разрешайте детям остаться дома, подольше поваляться в постели, может быть, посмотреть мультик или сходить в парк на прогулку. Идеально, если у вас тоже получится взять выходной на этот день. Тогда неожиданный отдых будет дополнен лишней порцией общения с родителями — а что может быть лучше?

 Правило №2: Позволяйте детям поступать «не по правилам» Например, в вашей семье принято есть на кухне, но поскольку сегодня воскресенье, вся семья в сборе, то вы можете устроить роскошный завтрак прямо в комнате, за общим столом или с подносами и красивыми салфетками. Вы увидите, как рады будут дети такому «нарушению». Воспоминания о подобных посиделках остаются на всю жизнь.

Правило №3: Награждайте малышей неожиданными подарками. Особенно актуально это делать после каких-то важных или сложных для ребёнка мероприятий. Ходили лечить зубы? Зайдите после доктора в детский магазин и купите вместе какую-то игру. У ребёнка впереди важное мероприятие, утренник? Спрячьте под подушкой небольшой сувенир: пусть он найдёт его, когда проснётся и возьмёт с собой в сад — радость от неожиданного подарка снимет напряжение, а сам сувенир придаст уверенности (его же подарили родители!).

 Правило №4: Прислушивайтесь к ежедневным желаниям ребёнка. Можете даже завести специальную тетрадку и записывать их — от великих до самых незначительных. А потом при случае выполняйте их. Ребёнок может забыть, что говорил вам, так что, когда вы вдруг предложите отправиться в зоопарк или сходить поесть мороженое в кафе, он будет приятно удивлён. А вы станете для малыша настоящим волшебником — ведь только им под силу угадывать желания!

Правило №5: Разрешайте «активничать» на улице. Не ругайте детей за то, что они пачкаются, валяются в снегу или прыгают по лужам. На первый взгляд это может показаться хулиганством и баловством, а на самом же деле дети таким образом познают окружающий мир и свойства предметов, а заодно — и выплёскивают энергию. Активные игры сформируют в ребёнке уверенность в собственных силах, научат думать о последствиях и просто веселиться.

Чего делать не стоит!

 Каждый родитель найдёт свой самый лучший способ порадовать и побаловать малыша. Но есть несколько моментов, когда ребёнка точно не стоит поощрять.

1.Не решайте истерики подарками.

Не нужно разрешать что бы то ни было, предлагать весёлые занятия ребенку, который начал кричать, требовать, топать ногами или устраивать истерику. Эти эмоции нужно пережить, подождать когда буря уляжется, и только потом вступать в беседу и искать компромиссы.

  1. Не балуйте сладостями и едой часто. Время от времени, конечно, можно это делать. Но избыток сладостей вредит здоровью, а постоянное поощрение или утешение с помощью еды приводит к перееданию и «заеданию» проблем. Чтобы ребёнок не воспринимал пищу как единственный источник удовольствий, чередуйте угощения с играми, прогулками, игрушками, общением.

  2. Не поощряйте только при достижениях. Хвалите ребёнка независимо от достигнутых результатов или состояния здоровья. Если баловать кроху только когда он болеет, у ребёнка закрепится этот механизм, он усвоит, что особенно приятные вещи он получает только тогда, когда не здоров. Это может привести к частым болезням. То же касается и успехов — если малыша балуют только за достижения, у него нет чувства того, что его любят всегда, поэтому в дальнейшем ему придется всё время что-то доказывать и завоёвывать любовь.

Балуйте детей тогда, когда у вас на это есть силы, желание и настроение, но делайте это правильно!

 17.112022  Ребенку поставили диагноз плоскостопие. Каковы причины и что можно сделать? Веселова С.

Ответ инструктора по ФИЗО. Частая причина развития плоскостопия – мышечный дисбаланс:

 Ослабление глубинной и задней мышечно-фасциальной цепи

 Перенапряжение передней и латеральной цепи

Из-за слабости большой ягодичной мышцы компенсаторно возникает спазм задней группы мышц бедра.

Напряжение от задней большеберцовой мышцы по сухожилию передаётся на подошву стопы. И стопа теряет свой физиологичный супинатор. Перенапрягается короткая малоберцовая мышца, которая берёт начало от голени и выполняет задачу сгибать и отводить ступню, разворачивать подошву наружу.

Из-за ослабления одной мышцы страдают все элементы системы:

→ Происходит дисфункция пяточно-ладьевой связки, постепенно нарушается костная структура стопы

→ Голень и колени заворачиваются внутрь, формируется Х-образная форма ног

→ Возникают болезненные ощущения в стопах и коленных суставах при ходьбе и нагрузках

 И проблема начинает накручиваться и расти, как снежный ком:

 Перенапряжение свода стопы приводит к дисбалансу икроножных и камбаловидных мышц.

 Чтобы скомпенсировать нагрузку, организм излишне напрягает передние мышцы бедра и поясницу – таз ещё сильнее наклоняется вперёд, поясничный прогиб усиливается, ягодичные мышцы ещё больше расслабляются, появляется сутулость, укорочение подвздошно-поясничной мышцы и мышцы, выпрямляющей позвоночник.

 Напряжение доходит до основания черепа, возникают зажимы и головные боли.

 Важно понимать, что «лечить плоскостопие» – это балансировать весь опорно-двигательный аппарат, менять двигательный паттерн через работу с нервной системой, которая отдаёт команды: формирует траекторию движения, способ удержания тела в равновесии, положение в статике.

 22.11.2022   Кукушкина Екатерина «Я часто буквально сражаюсь с ребенком за порядок в комнате. Ему уже почти 5 лет, и я думаю, что такая обязанность, как убрать игрушки, уже вполне ему по силам. Однако дочь никак не хочет сама наводить порядок, и каждый раз приходится ругаться и делать ей  выговор, прежде чем она начнет убирать за собой разбросанные повсюду игрушки. Есть ли возможность решить эту проблему?»

Ответ воспитателя. Ребенок не рождается аккуратным, это качество прививается ему в процессе воспитания. Безусловно, в возрасте 5 лет ребенок уже обязан убирать на место игрушки после игры. Не стоит сердиться и расстраиваться, все дети проходят через период «хрюшек», другой вопрос, какой опыт они приобретают в процессе взросления. Вы учили малыша убираться? Не убирайте игрушки сами, только вместе. Это придется делать до школы. Аккуратность не бывает инстинктивной. Нужно учить ребенка ответственности. Не кричите, не оскорбляйте ребенка, если он не убрался в комнате. Попробуйте попросить о помощи. Не читайте нотаций, просто твердо следуйте тому, что сказали. Не бросайте слов на ветер.

Если ребенок не скучает без своих игрушек, вы можете обсудить с ним возможность отдать игрушки в детский сад. Сделайте это обязательно, если придете с ребенком к такому соглашению.

Не покупайте ребенку много игрушек. Ежемесячно делайте ревизию и удаляйте лишние игрушки.

В среднем в зоне доступности одновременно должно находиться не более 10 игрушек. Если у вас больше, уберите часть в коробки и поставьте в недоступное место, через 2 недели вновь достаньте и поменяйте игрушки.

Разделите игрушки на группы: для улицы, для ванной, для кухни, для детской комнаты.

Выделите место для игры в каждой комнате. Приготовьте коробки для игрушек вместе с ребенком и поставьте их на видном месте в детской. Дети редко хотят быть одни, когда играют. Позволяйте ребенку переносить коробку с игрушками из комнаты в комнату, но настаивайте на том, что он обязан убрать коробку на место после окончания игры.

Есть такие виды игр, убирать которые не стоит вообще: шашки и шахматы. Научите детей играть в эти игры и оставляйте регулярно партию на столе для обдумывания. Чем старше будет ребенок, тем интереснее наблюдать за ходом игры. Иногда партии длятся неделями. Конструктор и пазлы следует держать в отдельных коробках и убирать сразу после окончания игры. Пазлы лучше наклеивать на плотный картон и вставлять в рамки. Со временем можно устраивать целые выставки самодельных работ. Скажите об этом ребенку, и он отнесется к ним бережно.

Иногда в комнате ребенка можно найти совершенно неожиданные предметы: камни, пробки, веточки, фантики, пустые флакончики и т. д. Не спешите выбрасывать эти вещи. Выделите для мелочей отдельную коробку и только вместе с ребенком перебирайте эти сокровища. Именно эти мелочи чаще всего бывают для него самыми ценными.

29.11.2022   Что делать, если ребенок очень быстро говорит, глотает слова? Горячева Марина

Ответ учителя — логопеда.

  • Начинать нужно с ближайшего окружения – возможно, там найдется человек, который очень быстро излагает свои мысли, а ребенок лишь подражает ему.

  • Быстрая речь свойственна детям с повышенной эмоциональной возбудимостью. Бережно относитесь к такому ребенку, контролируйте, чтобы новых впечатлений было не слишком много.

  • Обратите внимания на режим дня, больше времени проводите на свежем воздухе – малыш будет больше энергии тратить на улице, нервная система успокоится и он постепенно перестанет тараторить в разговоре. Увеличьте время сна, избегайте подвижных игр в вечернее время.

  • Читайте вслух, повторяйте вместе стишки и песенки – выразительно, плавно, без рывков и длинных пауз.

Помните, ваша речь – образец для ребенка!  

 12.12.2022  «Когда я задаю вопросы, мой ребенок  не хочет на них отвечать, он уходит от темы разговора. Например: я — расскажи, что вам давали на обед в детском саду,  а он- мама, ты знаешь как делали машины 200 лет назад? После повтора моего вопроса, он задает другой. И только после повышения голоса, ответит мне. Я переживаю, что он не может полноценно общаться и вести диалог.»  Капустина Ирина

Ответ воспитателя. Вашему ребенку, видимо, неинтересно говорить на бытовые темы, да и что об этом говорить? Здорово, что ребенку интересно, как делали машины 200 лет назад. На мой взгляд, вам важно наладить эмоциональный контакт со своим ребенком, определяя его и свои чувства. Слушайте, что он будет отвечать, вообще введите в привычку слушать его рассуждения по любому поводу, не стремитесь повышать голос, чтобы ребенок отвечал на ваши неинтересные для него вопросы, он может просто не помнить, что он ел, для него это может быть неважным. У взрослых и детей слишком разные интересы и цели.

 20.12.2022      Мы учили с сыном стихотворение к Новому году, все получалось, но на празднике сын застеснялся и не вышел к елке. И так у нас бывает всегда. Стесняется, потому что говорит не очень хорошо. Как я могу помочь своему ребенку?  Кочешкова Татьяна

Ответ воспитателя. Можно помочь малышу  преодолеть неуверенность в себе, следуя простым правилам:

  • убедите ребенка, что вы в любом случае будете им гордиться,  как бы и что бы он ни рассказал;

  • выбирайте стихотворение недлинное, с простыми знакомыми словами;

  • пусть малыш знает о том, что стихотворение – это подарок Деду Морозу, который обязательно его порадует (при этом шепните на ушко, что Дед Мороз — сказочный волшебник, поймет каждое слово);

  • вы можете выйти к елке вместе, мама расскажет более сложные строки, ребенок простые;

  • если малыш упрямится – не принуждайте, а подарите Деду Морозу, например, рисунок.

Наша елка  (звук р исключен)

Наша елка высока,                                         

Достает до потолка,                                

А на ней висят хлопушки                           

От подставки до макушки.

Ветки слабо шелестят,

Бусы весело блестят,

На дворе снежок идет,

Наступает Новый год!

       

10.01.2023       Ребенку 4,5 года, хочу начать приобщать его к таким видам спорта как сноуборд и горные лыжи. Есть ли  противопоказания? Гардт В. А.

Ответ инструктора по ФИЗО. Итак – сноуборд, горные лыжи!

Польза от зимних видов спорта очевидная:

Активное движение на свежем воздухе: насыщение крови кислородом, закаливание

Тренировка дыхательной и сердечно-сосудистой системы

Работа на баланс и координацию

Укрепление мышц живота, спины, ног

Профилактика лишнего веса

Работа на внимание, понимание своего тела, развитие мышления

Формирование характера

Позитивные эмоции – повышается самооценка и уверенность в себе

Минусы:

—Сноуборд в 3 раза более травмоопасный вид спорта, чем горные лыжи

—Чрезмерная нагрузка на мышцы и суставы из-за ускорений

—Несимметричная нагрузка на тело, если кататься на сноуборде только одной ногой вперёд – для растущего организма это особенно вредно

Прежде чем принять решение ставить ребёнка на сноуборд или горные лыжи, необходимо проконсультироваться с врачом. 

Противопоказания для этих видов спорта:

Болезни опорно-двигательного аппарата: любые проблемы со связками, мышцами, костями, хрящами

Проблемы с сердечно-сосудистой системой

Заболевания внутренних органов

Как сделать так, чтобы сноуборд и лыжи не навредили ребёнку:

Обеспечить симметричную нагрузку – заниматься на сноуборде попеременно одной и другой ногой вперёд

Заниматься под наблюдением опытного инструктора

Делать паузы отдыха, следить за настроением ребёнка

Не превращать «катание выходного дня» в спорт высоких достижений

Организовать регулярную активность – возможность ежедневно двигаться, делать упражнения, которые задействуют всё тело, все группы мышц.

 17.01. 2023  Как отвечать на детские вопросы? Валиева Жаннет.

Ответ воспитателя. Всем хорошо известно, как дети любят задавать вопросы: «Почему, зачем, как?» — сколько таких вопросов вы слышите в течение дня? Вопросы ребенка взрослому – это проявление уважения и доверия к опыту и компетенции старших. И хотя порой от них хочется спрятаться, вы должны реагировать на исследовательский азарт малыша, который иногда не дает «бедным» взрослым ни минуты покоя! Вопросы, которые задают малыши, могут быть причудливы и неожиданны. Интересно, что хочет услышать в ответ ребенок, который спрашивает: «Куда едут машины?», «Где живут микробы?», «Почему зима?» или «Что такое развод?». Чаще всего это вопросы возникают, когда малыш пытается понять связь между разными вещами и событиями, начинает понимать, что все, происходящее вокруг, не случайно. Ребенок достигает возраста «почемучки», и у родителей начинаются тяжелые времена. Что же делаете вы? Иногда вы отвечаете детям, иногда вы отмахиваетесь от ответа. Забывая о том, что ответить на вопросы необходимо. Если вы отмахнетесь раз, другой, третий, то ребенок почувствует себя ненужным. А подобное развитие событий грозит развитием комплекса неполноценности. Так что отложите дела – заботы и разъясните ребенку то, чем он интересуется. Если же вы заняты очень важным делом, скажите, что обязательно ответите на его вопрос сразу после того, как освободитесь. И не забудьте сдержать свое обещание! Но как сделать это грамотно: так, чтобы не запутать малыша еще больше? Ведь взрослые знают столько всего про машины, микробы, погоду и разводы, и не только с научной или юридической точек зрения, но и из собственного жизненного опыта. Однако малыш, которому едва исполнилось 4 года, вовсе не нуждается в сложных объяснениях. Ему нужны понятные, доступные слова, а не перегруженный сложными терминами ответ. Отвечайте с умом! Говорите спокойно, просто и уверенно. Если чего-то не знаете или просто забыли, не стесняйтесь заглянуть в книгу или прочитать нужную информацию в интернете. Еще лучше найти ответ на вопрос в книге вместе с ребенком, тем самым вы решаете еще одну важную задачу – приобщение детей к книге, к источнику знаний. Сейчас огромное количество детских энциклопедий, дающих доступные для детей ответы на их бесконечные вопросы. К любому вопросу своего ребенка, нужно, относится с уважением и вниманием, не отмахивайтесь от них. Внимательно выслушайте вопрос, проанализируйте его, постарайтесь понять, что же заинтересовало ребенка в том явлении, в предмете, о котором он спрашивает. Поощряйте стремление ребенка спрашивать. Попытайтесь вступить в диалог с ребенком. Задайте ему вопросы: «А как ты думаешь?» или «Как ты это понимаешь?», «Как ты можешь это объяснить?». Поощряйте самостоятельную мыслительную деятельность, развивайте любознательность, наблюдательность, логику. Всегда помните, что ваш ответ: «подрастешь – узнаешь» может отбить желание детей познавать мир вокруг себя, тем самым вы губите любознательность своего ребенка. А ваша брошенная фраза: «Как надоели твои вопросы. Ты вырос таким большим, а все задаешь глупые вопросы». В результате таких слов, у детей развивается предубеждение к своим вопросам. Им кажется, если они зададут еще один вопрос, то покажут свою глупость и свое незнание. Ни в коем случае не надо отвечать на вопросы детей в насмешливой форме, отговариваться какой-нибудь бессмыслицей. Если вопросы каверзные, все равно никогда не лгите ребенку. Не нужно сложных слов и долгих рассуждений. Ребенок ничего не поймет, и тогда на вас либо сойдет целая лавина новых вопросов, либо он потеряет интерес к данной теме, к учению вообще. Всегда помните, что ваш ответ должен не просто обогатить ребенка новыми знаниями, но и побудить его к дальнейшим размышлениям и наблюдениям. Вопросы ребенка часто распространяются и на ситуации, которые изначально не должны были вызывать долгого обсуждения. Например, во время завтрака вы говорите малышу, чтобы он не трогал чайник. И слышите в ответ: «Почему?». Любопытно, что в этот момент его меньше всего интересует чайник и горячая вода, просто так он пытается понять, чем обоснованы ваши ограничения, старается еще раз разобраться в правильности запретов, а заодно и убедиться в компетентности взрослого. «Почему нельзя трогать провода? Почему надо ложиться спать? Почему нельзя взять еще одну шоколадку? Почему надо идти к доктору?» — все эти вопросы задаются не столько для того, чтобы выяснить причину запретов, сколько с целью еще раз уточнить права взрослого и ребенка. За этими совершенно разными вопросами стоит один общий, очень важный для ребенка вопрос: «Почему я должен вас слушаться? Почему вы все время говорите мне, что нужно делать, а чего делать нельзя?» Конечно, в ответ взрослый может показать силу и власть старшего, ответив: «Ты должен, потому что я так сказал». Однако такой ответ пройдёт один или два раза, а потом вам придется подтверждать свою власть, наращивая силу голоса и увеличивая количество сказанных слов. Гораздо лучше построить свой ответ так, чтобы малыш понял, что провода нельзя трогать ни в коем случае, и это правило едино для всех, что ночью спать надо всем (и взрослым и детям), чтобы быть здоровыми и сильными. Иногда за вопросами ребенка стоит не просто любопытство и желание узнать как можно больше нового. Часто за ними прячется одиночество или тревога, потребность во внимании или просьба помочь. Если один и тот же вопрос возникает у малыша снова и снова, если в нем слышится тревога и недоверие, если ответ известен и понятен, но вопрос задается опять, он означает что – то более серьезное, о чем малышу трудно говорить напрямую. «Ты, правда, меня любишь?», «Ты видишь, какой я уже умный?», «Объясни мне, что происходит…». Если ребенок задает вопрос взрослому, значит, взрослый ему нужен, значит, маленький Почемучка верит в его разумность, в то, что старший способен понять, поддержать, разъяснить, дать ответ. Когда ребенок вдруг перестает задавать вопросы, это может означать потерю доверия к взрослым или уверенности в себе.

 

Не знаете, чем заняться с ребенком? Но ведь малышам всё время хочется узнавать что-то новое. И они, кстати, любят все необычное. Познакомьте их с интересными фактами. Например, расскажите, что клубника является утолщением стебля, а на Юпитере идут дожди из алмазов. Ну и так далее. Желаем интересных открытий!

Полезные ссылки для родителей

http://www.solnyshko.ee/ — Детский развлекательно-познавательный портал «Солнышко». Для детей — развлечения (игры, мультфильмы, сказки, раскраски) и полезные материалы («почемучка», советы Поварешкина, рассказы о зверятах, уроки хороших манер). Для родителей и педагогов, ищущих информацию в интернете, — масса стишков и загадок, собранных по темам, пословицы, сценарии к детским праздникам.

http://www.lukoshko.net/ — Лукошко сказок. Сайт предлагает сказки, стихи и рассказы для детей. Здесь можно найти русские народные скази и сказки других народов, рассказы о животных, стихи и песни для детей.

http://www.raskraska.ru/ Раскраска. Интернет-студия Александра Бабушкина. Здесь можно найти для малыша любой рисунок для раскраски и распечатать его в черно-белом варианте, чтобы ребенок мог раскрасить выбранную картинку. Все раскраски предоставляются бесплатно.

http://detstvo.ru/ Детство. Сайт для детей, пап и мам. На сайте имеется электронная детская библиотека, кулинарная книга, песни и сказки. Кроме того, можно прослушать он-лайн программы детского радио.

http://www.kindereducation.com/ — «Дошколёнок». Электронный журнал для детей и родителей, на страницах которого опубликованы материалы для обучения, воспитания и развлечения детей дошкольного и младшего школьного возраста, собранные по тематическим разделам: развитие речи, веселый счет, изостудия, психология, игры и конкурсы, будь здоров. На сайте также можно подписаться на рассылку «100 развивающих и обучающих игр для детей».

 

  •