Октябрь — предзимье, первый суровый месяц осени. Властвует холодный ветер, идут частые дожди. Последний сбор плодов и грибов. Дни все короче, ночи длиннее и темнее. Багрянец и золото листвы — признаки поздней осени. Уже просвечивается насквозь лес, редеют вершины. Солнце и холод ожигают, ветер срывает листву. По народному календарю октябрь называется ГРЯЗНИК ни колеса, ни полоза не любит. А мы продолжаем свою образовательную деятельность!
Познавательные темы Октября:
1 неделя октября — «Золотая Осень»
Основные понятия: название месяца «октябрь», «золотая осень», «листопад»; учить узнавать, с какого дерева лист, закрепить осенние признаки; дать представление, что яркую золотую осень можно встретить в лесу.
На прогулках в детском саду воспитатели познакомят детей со сменой цвета листьев разных деревьев, будут учить детей узнавать и называть дерево по внешнему виду, определять, с какого дерева лист.
Для закрепления данных понятий, нужна будет помощь родителей, которая будет заключаться в организации наблюдений и беседе с детьми о признаках и объектах окружающего мира в данный сезон: соберите в выходной букет из осенних листьев, сделайте из листьев красивый фриз (аппликацию); по возможности выведите или вывезите ребенка в лес, парк, лесопосадку, где более ярко можно увидеть великолепие осенних красок.
В сказках и рассказах про осеннее время года дети узнают, как выглядит лес осенью, о погодных явлениях и смены сезонов, как природа и весь её растительный и животный мир готовятся к долгой зиме.
Что почитать детям?
- Н. М. Грибачев «Рыжие листья»
- К. Д. Ушинский «Пчела и мухи»
- Русская народная сказка «Мужик и медведь»
- Николай Сладков «Осень на пороге»
- Георгий Скребицкий Художник-Осень («Четыре художника»)
- Владимир Сутеев «Яблоко»
- К. В.Лукашевич «Осень»
- Э. Ю. Шим «Белые штаны»
- Виталий Бианки «Осень» (из сказки-рассказа «Синичкин календарь»)
- И. С. Соколов-Микитов «Перед зимой»
- Домаренок Татьяна «Осень»
- Домаренок Татьяна «Усталый дождик»
Устройте семейный просмотр советского мультфильма «Серая шейка», что поможет вам воспитать в ребенка сочувствие к пернатым друзьям
https://www.youtube.com/watch?v=NcJ8bO_uDRQ
А в конце месяца пройдет праздник «Осенины», где в играх, песнях, танцах дети покажут свои творческие способности и представления об Осени.
2 неделя октября — «Я в мире человек»
Основные понятия: гендерные представления о себе; мы все похожи, но все такие разные; о членах семьи, где работают родители.
В последнее время всё больше говорят о гендерном воспитании детей, о том, что важно вырастить достойного человека, привить ему общечеловеческие ценности; о том, что важно помочь ребёнку стать гармоничной личностью, а фразы «ты же мальчик» и «ты же девочка» лучше выбросить из своего лексикона. Но так ли просто это сделать? Достаточно ли родителям создать пространство, свободное от гендерных стереотипов, в своём доме? Чтобы лучше понимать ситуацию, важно знать, что в детских садах России гендерное воспитание заложено в образовательную программу. С детского сада детям рассказывают, что же значит быть мужчинами и женщинами.
Расскажите детям, где вы работаете, в чем заключается ваша работа, какую пользу приносит окружающим, какие предметы — помощники вам помогают в работе, какой продукт деятельности получается. Учите детей называть взрослых по имени и отчеству, чтобы дети знали, как зовут родителей, бабушек и дедушек, близких родственников.
Вы спрашивали, мы отвечаем
Какие книжки читать мальчикам:
А.Толстой «Приключения Буратино»
В.Гауф «Маленький Мук»
А. Линдгрен «Карлсон, который живет на крыше»
Какие книжки читать девочкам
В.Катаев «Цветик- семицветик»
Г.Андерсен «Дюймовочка»
Ш.Перро «Красная Шапочка», «Спящая красавица»
бр Гримм «Золушка»
С.Маршак «Двенадцать месяцев»
По следующей ссылке вы можете познакомиться со взглядами и рекомендациями психологов в данном вопросе:
3 неделя октября — «Моя улица. Городской транспорт»
Основные понятия: улица, проезжая часть, тротуар, пешеходный переход, городской транспорт (пассажирский, грузовой, специальный), правила поведения на улицах города.
Каждый родитель должен своевременно обучить детей умению ориентироваться в дорожной ситуации, воспитывать у ребенка потребность быть на улице дисциплинированным и внимательным, осторожным и осмотрительным. Для этого надо так знакомить детей с правилами дорожного движения и безопасного поведения на улице, чтобы они строго соблюдать их, став школьниками.
Что рассказать детям о правилах дорожного движения?
http://xn--b1addmfe5aaikeid.xn--p1ai/article/447
4 познавательная неделя: Природный материал глина. Тверская глиняная и Дымковская игрушки.
Основные понятия: природный материал, свойства и разнообразие глины, глиняная игрушка.
Через все виды детской деятельности пройдет ознакомление детей с свойствами природного материала- глина, сравнение ее с с песком. Детей познакомят с профессиями людей, изготавливающих глиняные игрушки в разных районах России: Тверская глиняная игрушка и Дымковская игрушка.
Выставку и разнообразие Тверской глиняной игрушки можно увидеть в Тверском музее. Устройте ребенку неповторимые выходные, сводите его полюбоваться на искусство по адресу: г.Тверь, улица Советская, 5 или на ярмарку по улице Трехсвятской.
Детям о Дымковской игрушке
Наступил первый месяц осени. Что ждет наших ребят в группе в сентябре??
Познавательные недели сентября:
1 познавательная тема сентября «Как я провел Лето»
Основные понятия: смена времен года, названия сезонов «лето», «осень».
Начинается учебная деятельность. В сентябре мы с ребятами будем говорить о прекрасных летних днях, которые они провели с самыми близкими (членами своей семьи), будем учиться делиться впечатлениями о летних каникулах. Продолжим учить детей творить (рисовать, лепить, клеить) и порадуем вас своими работами.
Для повторения познавательных понятий вместе с детьми предлагаем вам посмотреть учебный видеофильм «Уроки тетушки Совы. Времена года. Сентябрь»
https://www.youtube.com/watch?v=EaLQQj-nxQU
Послушать красивую музыку П.И.Чайковского «Времена года. Сентябрь»
По дороге в детский сад поговорите с детьми о временах года, причинах их смены, понаблюдайте за изменениями в природе. Это позволит детям закрепить понятия, уметь пересказывать и устанавливать причинно- следственные связи.
2 познавательная тема сентября «Профессии. Мамы всякие нужны, папы всякие важны»
Основные понятия: профессии, хобби, предметы помощники в труде, продукт деятельности, кем работают родители (близкие люди), знать имена отчества родителей и работников детского сада
Уважаемые родители! Конечно, полное представление об этих понятиях мы не сможем дать без вашего активного участия. Просим вас побеседовать с детьми (хорошо с использованием фото) о вашей профессии, ее назначении, что вы делаете, какой продукт вашей деятельности, рассмотрите картинки в интернете с такими же направлениями работы (если нет ваших фото).
Что почитать детям:
-
С. Михалков «А что у вас…», «Дядя Стёпа»
-
В.Маяковский «Кем быть?»
-
Лучший друг детей не одного поколения — Эдуард Успенский — отлично знал, на каком языке рассказать детям о самом важном. Героиня книги «25 профессий Маши Филипенко» нестандартно мыслящая девочка.
Для закрепления основных понятий посмотрите учебное видео по ссылкам: https://www.youtube.com/watch?v=J90QHB6t0sg
https://www.youtube.com/watch?v=eadVReihkmE
3 познавательная тема «Что нам Осень подарила?»
Основные понятия: названия осенних месяцев, овощи, фрукты, орехи, грибы, откуда хлеб на стол пришел? умение классифицировать осенние дары, отгадывать загадки и называть основные признаки объектов, представление о «полезной еде»
Почитайте дома детям
Ю.Тувим «Спор овощей»
Терапевтическая сказка о полезных овощах (по ссылке) https://skazkibasni.com/o-poleznyx-ovoshhax
Стихи про продукты питания для детей
Н. Капустюк. «Без чеснока никак нельзя»
Стихотворение о необходимости чеснока. Его не употребляют в чистом виде, но в качестве добавки он придаёт приятный вкус и аромат разным блюдам. У автора также есть много стихотворений про отдельные овощи и фрукты.
А. Прокофьев. «Огород»
Короткое стихотворение о разнообразии выращиваемых на огороде овощей. Стих легко выучить наизусть, чтобы запомнить названия овощей.
Е. Раннева. «Помидор – светофор»
Помидор в стихотворении сравнивается со светофором. Из зелёного он превращается в красный. Дети узнают, как растут и зреют помидоры, что они не появляются такими красными, как в магазине, и что созревание помидоров – небыстрый процесс.
Н. Шемякина. «Ручной дождик»
В стихотворении описывается полив овощей из лейки. Дети должны знать, как ухаживают за посадками, чтобы из них выросли вкусные овощи.
Л. Генералова. «Полезный лук»
Стихотворение о пользе лука. Несмотря на то, что от него плачут, он не злой, а очень добрый – защищает от болезней и микробов. Дети узнают из стихотворения, чем полезен лук.
Т. Лаврова. «Из чего печётся хлеб…»
В небольшом стихотворении автор рассказывает о производстве хлеба, о том, какой это долгий и кропотливый процесс. Также описывает разнообразие хлебобулочных изделий. Все они пекутся из муки, полученной из пшеницы.
Сказки об овощах для дошкольников
Дж. Родари. «Чиполлино»
Пожалуй, самая известная сказка про овощи и фрукты. Здесь у каждого овоща есть свой характер. Многие с детства помнят важного Синьора Помидора и озорного мальчишку-луковицу Чиполлино. Увлекательная сказка с овощным сюжетом знакомит детей с многообразием фруктов и овощей. После прочтения сказки можно в игровой форме предлагать малышу пробовать незнакомые овощи.
Русская народная сказка «Репка»
Наверное, нет ребёнка или взрослого, не знающего эту сказку. Репа – не самый популярный овощ. Раньше репа была обязательным блюдом на столе. В ней содержится много витаминов. Предлагаем использовать сказку как повод для знакомства с репой.
Е. Бацева. «Сказка про фрукты»
Сказка о яблоке, которое возомнило себя лучше других фруктов, лежащих на тарелке. Оно загордилось своей красотой, начало надуваться и багроветь от крика. В результате оно оказалось гнилым, когда пришла хозяйка.
Т. Домаренок. «Фрукты-путешественники»
Познавательная сказка о том, как и где произрастают фрукты. В конце дня непроданные фрукты решили познакомиться между собой. Выяснилось: несмотря на то, что они разные, у них есть много общего. Каждый рассказал о том, где родился и как вырос. Почти все фрукты росли на деревьях и грелись под солнышком. Только ананас рос на земле. Девочка Маша с бабушкой купили яблоки и груши, а ананас вечером унёс другой покупатель.