Логопункт — организация и содержание работы.

Организация и содержание работы логопункта в детском саду

     Важной задачей в образовательном процессе ДОУ является осуществление коррекционной работы, направленной на своевременное выявление и устранение нарушений речевого и личностного развития дошкольников. С этой целью на базе детского сада функционирует логопедический пункт, который обеспечивает индивидуальный и системный подход к коррекции речевых нарушений.
     Логопедический пунктэто место, где оказывается помощь детям с речевыми нарушениями без перевода ребенка в специализированные группы компенсирующей направленности или детские сады компенсирующего вида.
    На логопедические занятия отбираются дети старших групп, имеющие простую и сложную дислалию, фонетико-фонематические нарушения. Количество детей для логопункта ограничено – до 25 человек на год. В первую очередь зачисляются дети предшкольного возраста (подготовительные группы), а на оставшиеся места – дети 5 лет. Зачисление на логопункт происходит по результатам работы психолого-медико-педагогической комиссии (ПМПК).
    Дети, страдающие заиканием, алалией, ринолалией, дизартрией, общим недоразвитием речи и задержкой психического развития, должны быть направлены в специальные учреждения. В случае отказа от перевода ребенка со сложной речевой патологией учитель-логопед не несет ответственности за полное устранение дефекта.    
    Задачей работы логопункта в ДОУ является комплексное логопедическое воздействие и сопровождение ребенка в детском саду. Деятельность логопункта предполагает системное воздействие, состоящее из нескольких взаимосвязанных этапов: диагностического, коррекционного и оценочно-контрольного.
    Во время диагностического этапа каждый ребенок проходит индивидуальное логопедическое обследование, где логопед получает представление о состоянии речевой деятельности ребенка и составляет перспективный план коррекционной работы. 
    Коррекционный этап включает в себя постановку нарушенных звуков, их автоматизацию и дифференциацию. Параллельно с этим решаются задачи, связанные с формированием и развитием фонематического восприятия и лексико-грамматического строя речи.
    Логопедическая работа ведется  как индивидуально, так и с небольшими подгруппами из 3-6 детей со схожими по структуре дефектами звукопроизношения. Занятия логопеда с такими детьми проходят 2-3 раза в неделю с условием, что родители закрепляют полученные навыки дома, занимаясь по заданиям логопеда. В помощь родителям для каждого ребенка ведется индивидуальная логопедическая тетрадь, в которой записывается весь отработанный речевой материал и рекомендации логопеда родителям. Тетрадь приносят в детский сад в день занятий, а затем забирают домой для повторения материала. 
    После постановки звука наступает этап его автоматизации в словах, фразах, стихах и текстах. Продолжительность постановки звуков и их автоматизации может быть различной и зависит от сложности нарушения.
    По окончании коррекционного этапа ребенок переходит в группу динамического наблюдения, т.е. наступает оценочно-контрольный этап, во время которого логопедом и воспитателями отслеживается процесс автоматизации звука в разговорной речи.         
    Несмотря на то, что большую часть дня современный ребенок находится в детском саду, первостепенное влияние на его развитие все-таки оказывает семья.  И  эффективность коррекционного процесса во многом зависит от позиции, которую занимают родители.
     К сожалению, чаще встречаются два крайних варианта отношения к вопросу коррекции звукопроизношения:  1 – пренебрежение к качеству речи ребенка, зачастую граничащее с игнорированием рекомендаций логопеда;  2 – завышенные требования к качеству речи ребенка на этапе, когда звук еще находится в процессе автоматизации.  И то, и другое не способствует закреплению правильного звукопроизношения и значительно замедляет весь процесс коррекции.
 Нарушения звукопроизношения требуют оказания ребенку специальной помощи, и от ее своевременности и совместной деятельности логопеда, воспитателей и родителей будет зависеть успешная подготовка ребенка к обучению в школе.