Консультации педагога-психолога

Уважаемые родители!

Приветствую Вас на своей страничке! Давайте познакомимся.

Венедиктова Анастасия Александровна, педагог-психолог высшей категории, опыт работы с детьми более 20 лет. Повышение квалификации в Европейской Федерации Психологических Ассоциаций , Общественной Организации “Санкт-Петербургское психологическое общество” по программе “Гештальт- подход в работе с детьми и семьей по модели Вайолет Оклендер”, преподаватель детской психологии в международном институте Ольги Гаркавец, ведущая тренингов для детей и родителей.  Моя основная цель всегда одна и та же: помочь ребенку начать осознавать себя и существование в своем мире. Я считаю, что большинство детей, нуждающихся в помощи, обычно имеют одну особенность:выраженное в той или иной степени нарушение способности к установлению контактов. Я работаю над тем, чтобы создать у ребенка чувство Я, усилить функции общения, улучшить его контакт со своими ощущениями, телом, чувствами и научить его использовать свой интеллект.

Ваши вопросы,  случаи, вызывающие затруднения, пожелания можете отправлять на почту venediktova.seminar@yandex.ru

Он-лайн консультации Вконтакте vk.com/public_venediktova

Внимательно выслушаю Вас в приемные часы в своем кабинете. (пн,чт 17-19)

До встречи!

________________________________________________________________________________________________________________

Наступает новый учебный год! В стенах нашего детского сада появляются новые малыши. Ниже Вы найдете советы по адаптации детей, как помочь своему ребенку правильно начать новый этап его жизни.
Ребёнок сам захочет в детский сад, если вы правильно о нём расскажете.
Как начать разговаривать с малышом о детском саде.
Постарайтесь объяснить, что такое детский сад, зачем детям надо туда ходить, почему вы хотите, чтобы он туда пошёл. Например: “Детский сад- это огромный дом для маленьких деток. Их туда приходят родители, чтобы они могли вместе покушать, поиграйть и погулять. Пока ты будешь там, вместо меня о тебе будет заботиться тётя-воспитатель. Она покажет тебе много-много игрушек, детскую площадку, песочницу, научит играть с другими детками в разные игры”.
Что говорить ребенку и как часто.
Ближайшие три месяца повторяйте ребёнку две установки. Первая: “Мамы и папы ходят на работу, а все детки твоего возраста ходят в детский сад”. В этой фразе нужно сделать забор на слова “все”. Вторая: ” Детки в садике не живут, их родители приводят туда по утрам, а вечером забирают домой”. Делаем упор на “забирают”. Всякий раз, когда вы идёте с ребёнком мимо сада, напоминайте ему, как ему повезло, ведь совсем скоро он будет сюда ходить. При ребёнке говорите близким, как гордитесь им, ведь его взяли в садик. Скоро ребёнок сам начнёт хвастаться садиком.
Что рассказать о распорядке дня в детском саду.
Чтобы ребёнок был готов к детскому саду, говорите с ним о будущем распорядке дня – чем и в какой очерёдности он будет там заниматься. Детей пугает неизвестность, и чем подробнее вы опишете режим, тем спокойнее ребёнок будет себя чувствовать. Переспрашивайте у него, помнит ли он, что произойдет после прогулки, куда следует сложить вещи, кто ему поможет раздеться, что будут делать дети после обеда.
Что рассказать о трудностях в детском саду.
Спокойно расскажите, с какими возможными трудностями он столкнется и как их преодолеть. Например: “Если ты захочешь писать, скажи об этом тёте- воспитателю”. Мягко предупредите ребёнка о том, что в группе много детей, иногда ему нужно подождать своей очереди.
Задание для семьи.
Поговорите с ребенком о детском саде. Поиграйте в детский сад. Напишите, как он отреагирует.

 

Начинать нужно заранее . Ребёнок будет меньше уставать, если заранее перейдет на режим детского сада.
 
Как физиология малыша связана с режимом дня.
На режим детского сада нужно перейти минимум за месяц. Причина в физиологии малыша. Если ребёнок привык  обедать в час дня, то к этому времени у него начинает вырабатывается желудочный сок и он испытывает чувство голода. Такой малыш не захочет кушать в 11:30, когда в ясельной группе начнётся обед. Потом, к часу дня, он проголодается и не сможет уснуть в тихий час или будет постоянно просыпаться и плакать. Таким же образом на ребёнка повлияет смещенное время дневного сна.
Какого режима дня придерживаться.
Постепенно переходите на режим дня детского сада. Завтрак начинается в 8:30, прогулка с 9:40 до 11:10, обед в 11:30, сон с 12:00  до 14:40 , полдник в 15:00, ужин 16:15. Вечером укладывайте ребенка спать не позднее 21:00. Это связано с возрастными периодами дневной выносливости и выработкой гормонов сна и роста- мелатонина, а при утомлении и “перегуле”- кортизола , гормона стресса.
Что нужно знать о периодах дневной выносливости.
Период выносливости -это временной промежуток без сна, который ребёнок может выдержать без переутомления. То есть это период времени с момента, когда малыш начал просыпаться, до момента, когда он заснёт. Для ребёнка 2-х лет период дневной выносливости длится 5 -6 часов. Это значит, что если ваш ребёнок проснулся после дневного сна в 14:40, то 19:40 -20:40 он устанет и захочет спать. Точное время индивидуально: один малыш готов уснуть через 5 часов, другой только через 6. 
Постепенно переходите на режим детского сада.
Навыки держать ложку и складывать одежду помогут малышу быть самостоятельным.
Почему важно уметь держать ложку.
Продолжаем осваивать навыки самообслуживания. Ответьте на вопрос: “Мой ребёнок кушает самостоятельно или он только пережевывает пищу, а ложкой орудует мама?” Ребёнок, который хорошо держит ложку и активно пользуются ею, не будет испытывать стресс во время приема пищи. Ему не придется ждать, пока его покормит малознакомая тётя. Воспитатель и няня докармливают всех, кто не берёт ложку, но не каждый ребёнок к этому готов. Поэтому задача родителей помочь ребенку быть самостоятельным, когда он ест.
Как учить малыша складывать одежду на стульчик. 
Расскажите малышу, что в детском саду после обеда все ребята ставят свои стульчики в кружок и раздеваются, аккуратно складывают одежду на стульчик и идут в свою кроватку. Научите ребенка просить помощи в тех случаях, когда он не может что-то снять самостоятельно, И поощряйте, когда у него будет получаться. Когда станете учить ребёнка, заодно протестируйте его одежду на удобство. На первые месяцы уберите из гардероба вещи,  которые можно снять и надеть только с помощью взрослого. Ведь наша задача- научить навыкам самообслуживания, а красивые и сложные наряды можно достать чуть позже.
Задание для мам.
Научите ребёнка раздеваться и аккуратно складывать вещи на стульчик. Заодно проверьте его одежду- насколько удобно будет малышу снимать и надевать её самостоятельно.
Задание для пап.
Купите и повесьте в доме два пластиковых крючка на уровне плеч ребёнка- в ванной для полотенца и в прихожей для верхней одежды. Приучайте ребёнка вытирать руки сразу после мытья и самостоятельно вешать полотенце на крючок. Помогайте снять верхнюю одежду, но учите вешать её на крючок без вашей помощи. Выполняйте задание и присылайте фотоотчёт.

Почему в детском саду дети начинают чаще болеть и как это связано с адаптацией.

Как адаптация влияет на иммунитет.
Некоторые дети начинают часто болеть в детском саду. Причина может быть в иммунитете. В период адаптации он часто снижается, вылезают недолеченные инфекции. Чтобы этого избежать, лучше привести ребенку в группу, когда она только формируется. Дети поступают в группу в разное время и иммунитет малыша будет постепенно привыкать к чужеродной микрофлоре. Хуже, когда ребёнок приходит в конце, когда в группе уже 20 детей. ИмVунной системе новичка придётся адаптироваться сразу  к 20 микрофлорам.
Как родители влияют на адаптацию ребенка.
Причина болезней может быть в психологии матери-  так называемая вторичная выгоды мамы, которую она не сознает. Готовность родителей отправить ребенка в детский сад – решающий фактор во всей адаптации. Если мама позволяет малышу взрослеть и отделяться, понимает, что детский сад нужен и ребенку, и ей, – адаптация пройдёт успешно.
Какие типы поведения мамы мешают адаптации.
Тяжелая адаптация из-за мамы бывают в трёх случаях. Первый – если у мамы есть возможность сидеть дома, и ей не хочется расставаться с ребёнком. Второй – у мамы нет возможности сидеть дома, но и на работу выходить не хочется. В этих случаях ребёнок будет подсознательно помогать и болеть, а мама будет сидеть с ним на больничных. В третьем случае мама живёт жизнью ребёнка, очень тревожится, гиперопекает. Такая мама обычно активный участник форумов, лучше всех знает, что нужно её ребёнку. Она переживает, когда малыш в садике – накормлен ли он, не обижают ли его, не потерял ил он носовой платочек. В этом случае мама не дает ребенку шанса повзрослеть и отделиться, а ребёнок подчиняется.  
Что делать, если ребёнок часто болеет в детском саду.
В случае частых болезней приведите ребёнка к инфекционисту и иммунологу. А если вы допускаете, что можете относиться к типам поведения из абзаца выше, проконсультируйтесь у психолога. Важно осознать проблему и принять ее, а дальше попробовать решить.

___________________________________________________________________________________________________________________________

Известно, что каждый из элементов головного мозга развивается в своём темпе, не в унисон с остальными. Например, система, позволяющая концентрировать внимание на новых объектах, формируется гораздо раньше, чем та, которая позволяет нам отключать внимание. Поэтому сознательно переключить внимание очень трудно. Это важно понимать, когда мы имеем дело с ребёнком, – например, если нужно остановить детский плач.
Некоторые родители интуитивно находят верный способ, очевидный для тех, кто понимает, как развивается внимание: нужно не успокаивать ребенка, а предложить ему отвлекающую альтернативу. Тогда безутешный плач прекращается, словно по волшебству. В большинстве случаев ребенок не испытывает горя или страданий, но плачет по инерции.
То, что это происходит со всеми детьми на свете,- не магия и не совпадение. Это отражение того, кто мы есть (и были) в данный момент развития: мы можем сосредоточиться на каком-либо внешнем стимуле, но не можем осознанно отключить внимание от него.
Разделение элементов мышления позволяет строить гораздо более гибкие отношения между людьми. Ни один родитель не станем заставлять шестимесячного младенца бегать и не расстроится, если тот не побежит. Почти также знания о том, как развивается внимание, помешает родителю принуждать маленького ребёнка к невозможному: например, просто перестать плакать.

_______________________________________________________________________________________________________________________

 
Кажется, что ребёнок ещё такой маленький, что времени ещё так много. А жизнь так — оп, и 1 сентября. Оказывается, что ребёнок и этого не умеет, и этого не знает, и так не может… Ещё есть время научить ребёнка элементарным, но очень полезным для самостоятельной личности вещам. Например: 

1. Говорить полными фразами 

Меня зовут Светлана Витальевна Рерих. А тебя? 
— Меня зовут Антон Денисович Иванов. 
— Очень приятно! Мне нравится смотреть, как садится солнце. А что нравится тебе? 
— Мне нравится собирать цветные камешки на пляже. 
Добивайтесь полных ответов на вопросы. «Что ты ел у бабушки?» «У бабушки я ел сырники с клубничным вареньем». Научите ребёнка отвечать на вопросы, как его зовут, как зовут папу и маму, полный адрес проживания и ваш номер телефона. В пять лет это может запомнить любой ребёнок! Раз десять повторите по дороге в парк — запомнит. 
Зачем? 
Во-первых, хороший словарный запас ещё никому не мешал. 
Во-вторых, у любого дела есть начало и конец, точка. Давайте тренировать способность видеть начало и идти к точке уже сейчас. 
В-третьих, чтобы ответить, ребёнку придётся внимательно слушать вопрос. 
В-четвертых, так можно вложить много полезной информации. 

2. Быть самостоятельным 

Поставить чашку с горячим чаем на стол — рано, а вот убрать пустую в раковину да ещё и мамину отнести — уже можно. Положить одежду после прогулки в корзину с грязным бельём, собрать игрушки на прогулке, положить корм кошке. Сможет? Ещё как! Старательно. о всей ответственностью. Дети любят выполнять «сложные» поручения, потому что только так они растут. 

3. Управлять своим телом 

Тело — это то, чем ребёнок может руководить. Помните, как в детском саду: руки на пояс, ногу на пяточку? Если он научится управлять своим телом, он научится управлять собой. Если он научится управлять велосипедом, он поймёт, как его тело может влиять на другие механизмы. 

4. Понимать, что такое время 

У кого есть дома обычные часы со стрелками? По старому будильнику можно понять, увидеть, почти потрогать пять минут или час. К годам шести-семи любой ребёнок в состоянии научиться различать стрелочное время и заметить, что можно успеть сделать-посмотреть-нарисовать-придумать, пока большая стрелка не соединится с маленькой или с определённым числом. Как вас в детстве учили? 

5. Договариваться 

Разговаривать с людьми, обмениваться игрушками в песочнице, покупать мороженное, здороваться с билетёрами в кинотеатре и продавцами в дежурном магазине. Не отвечайте на вопросы, которые предназначаются не вам! Сейчас умение строить коммуникации и уверенность в себе часто значат больше, чем образование или уровень IQ. 

6. Посетить все «музеи мира» 

Особенно те, в которых можно трогать, делать что-то самим, с лабораториями и мастер-классами. Если есть дома телевизор, пусть идут только познавательные каналы. 

7. Любить поэзию 

Стихов много не бывает. Стихи учатся быстро и легко. Учите стихи по дороге в детский сад, с прогулки, повторяйте на ночь. Пишите стихи. Складывать рифмы — самое занимательное дело, на мой взгляд. И словарный запас всё больше, и определение звуков и слогов «на слух», и развитие творческого воображения. 

8. Рисовать 

Это продолжение предыдущего пункта про творчество. Не умеете сами рисовать — цените то, что рисует ребёнок. Восхищайтесь. Устраивайте домашние выставки. Домашние, для своих, но выставки. 

9. Готовить печенье 

Овсяное, например. Чем это хорошо? Вы научите ребёнка соблюдению алгоритма действий, пониманию важности пропорций, контроля за количеством, качеством и собственным участием. Вот и будильник опять пригодится! Тут уже нельзя отвлечься на мультик, игру. Если ещё добавить смысла этому процессу, печенье превратится в радость сестрёнки, подарок для папы, угощение для друзей. 

10. Развивать внимание и память 

Кто сказал, что нужно ходить на развивашки (да простят меня детские центры)? Окружите ребёнка лабиринтами, картами мира, картинками на сравнение, словами и буквами, математическими примерами. Развитие мыслительных процессов и эмоционального интеллекта происходит постоянно. Силами папы и мамы. 

11. Уделять внимание ритуалам 

Про важность ритуалов написано и сказано много. Ритуалы — это определенный порядок действий. Для ребёнка это предсказуемость будущего, стабильность, заземленность. После обеда — сон. Вечером — сбор игрушек, ванна, пижама и чтение сказки. Введите ритуалы. Утренний, вечерний, выходного дня. Я наблюдала случаи, когда дети переставали грызть ногти после создания и соблюдения элементарного режима дня. 

12. Считать деньги 

Уже пора. А когда ещё? Научились считать до десяти — введите карманные деньги. Просто так, не за «работу по дому» и ни в коем случае не за чтение книг. Определенную сумму в определенное время. Расскажите, как ребёнок может использовать деньги: копить на что-то желанное, тратить на прогулке, дарить. Это только его деньги, как их тратить решать только ему. Вы не контролируете это и не обсуждаете. Со временем он научится и тратить, и копить, а потом и зарабатывать. 

13. Читать как можно больше и чаще 

Прочитали — обсудите. Спросите о главном герое. Как его зовут? Чем он занимается? О чём думает? Куда идёт? Простые вопросы об услышанном. Простые ответы. Сейчас научится слушать вас, а в школе услышит учителя. 

14. Хвалить себя 

В любом курсе личностного роста для взрослых есть задание «завести дневник успеха» и каждый день записывать туда всё, что получилось сегодня. Нас никто не учит с детства хвалить себя, видеть победы и собственное развитие! А надо! Нельзя перехвалить ребёнка. Осознанной любви много не бывает. Каждый день\неделю\месяц\год важно видеть свой рост, свои достижения во всех сферах. Что сегодня? Сам разобрал сумку после тренировки? Сам убрал чашку после обеда? Самостоятельно проснулся? Мы с детьми «выращиваем дерево успеха»: на ватмане к дереву приклеиваем ладошки-листочки, на каждом пальчике которых записаны сегодняшние победы и просто радости. Маша поделилась конфетой? Ездили с папой на каток? Позитивное мышление можно тренировать. Способы ограничены только вашей фантазией. 

15. Быть добрым 

Практически каждый родитель слово «добрый» называет одним из первых в списке хороших качеств ребёнка и тут же запинается в попытке перечисления тех самых добрых дел. Почему вы думаете, что он добрый? Что доброго делает ребёнок? Расскажите ему, что есть люди, которые без его помощи не справятся. Покажите на деле, как и чем он может быть полезным миру и другим. Покажите, что доброта — это всегда действие. 

Большой список получился, но не страшный. Расскажите, что возьмёте в жизнь!

__________________________________________________

Уважаемые родители! Предлагаю вам рекомендации как пережить нелегкое время карантина. Ниже вы увидите советы, которые помогут вам справиться  с неизбежно возникающими в данной ситуации стрессом и тревогой.

Простые советы на каждый день. Как справиться с тревогой и стрессом в период пандемии коронавируса.

Обратите особое внимание на

приемы психической саморегуляциии

и рекомендации по поддержанию психологического благополучия.

Психологам часто приходится слышать вопрос: кто же должен осуществлять подготовку ребёнка к школьному обучению, кто отвечает за успешное обучение в начальных классах — родители, воспитатели детского сада и учителя, школа?
Родители дошкольников, посещающих детские сады, часто рассчитывают на то, что дети будут подготовлены к школе силами воспитателей.
Действительно, специально организованные занятия помогают детям подготовиться к школе, но без помощи родителей такая подготовка не будет качественной.

Подготовка ребенка к школьному обучению.

Что нужно уметь ребенку при поступлении в первый класс.

Страх перед школой.

В тени больших деревьев ничего не растет”.

______________________________________________________________________________
Обычно дети на вопрос «как дела» 99 раз из 100 отвечают «нормально». Раньше я думала, что дела у них действительно нормально, а оказалось, нужно по-другому формулировать вопросы 😉

100 вопросов ребенку, на которые ему будет интересно отвечать

Правила психогигиены для того, чтобы выйти из самоизоляции в сохранном состоянии.

Как поддержать себя на карантине.

______________________________________________________________________________

Рекомендации по преодолению трудных ситуаций в воспитании ребенка:

Кому нужно идти к психологу:родителям или ребенку?

Рекомендации родителям и воспитателям по развитию волевых качеств у старших дошкольников.

Взаимодействие с гиперактивным ребенком.

Когда нужно идти к психологу.

Материалы вебинаров для родителей

Вредные привычки у детей. Как бороться?

Кризис трех лет. Что делать?

Секреты воспитания старших дошкольников.

Сказкотерапия в воспитании дошкольников.

Ваши вопросы и пожелания мы ждем по электронной почте детского сада sad142tver@yandex.ru