Группа №13

Ноябрь

Уважаемые родители!

Тема 4 недели ноября: Горжусь своей мамой.

Цель: Расширяем словарный запас: подарок, сюрприз, весна, март, цветы, мимоза, тюльпан, родная, любимая, заботливая, ласковая, стройная, умная и т.д., заботиться, любить, уважать, стараться, дарить, помогать, готовить и т.д.; профессии.
Мама это самое главное слово в жизни человека. Мама всегда рядом с нами, что бы мы не сделали, мама всегда простит и успокоит. Не зря же есть праздник, посвященный всем мамам на свете — ДЕНЬ МАТЕРИ.
В России днем матери считается последнее ноябрьское воскресенье. Этот праздник необходим, чтобы показать значимость, истинное предназначение женщины. Они хранят уют и тепло в доме, заботятся , поддерживают, оберегают на протяжении всей жизни. В этот день принимают свои поздравления все женщины.

 Про маму есть много пословиц и поговорок!

  • Сердце матери лучше солнца греет;
  • Птица рада весне, а младенец – матери;
  • Нет милее дружка, чем родная матушка;
  • При солнышке тепло, при матушке добро;
  • Родных много, а мать роднее всего.

Поиграйте с ребёнком:

1. «Назови ласково».

Дети – детки – деточки (мама, бабушка, дочь, внучка, сестра, подарок, цветок)

2. «Кем работает мама?».

Мама учит детей, она … (учительница).
Мама шьёт одежду, …
Мама готовит еду, …
Мама занимается спортом, …
Мама поёт, …
Мама делает массаж, …
Мама продаёт одежду, …
Мама пишет картины, …
Мама пишет книги, ….

3. «Назови, чей?»

Мама – (значит, ты чей? чья?) мамин (а),
бабушка – бабушкин (а),
тетя – тетин (а).

4. «Посчитай».

Одна бабушка, две бабушки, три бабушки, четыре
бабушки, пять бабушек, (сестра, тетя, дочь, праздник, подарок).

5. «Скажи наоборот».

Бабушка старенькая, а мама –…
Мама высокая, а ты – …
Тетя веселая, а сестра – …

6. «Опиши, какая?».

Мама — весёлая, любимая, заботливая, ласковая,
строгая, красивая, … (бабушка, сестра, тетя).

7. «Закончи предложение (со словом мама».)

У каждого малыша есть…. (мама)
Каждый человек любит свою…
На свете очень трудно жить без…
Я люблю гулять со своей… Я горжусь своей …
На праздник мы дарим цветы…

8. «Семейка слов».

Подарок – подарочек, подаренный, подарочный, подарить, дарить.

9. Прочитайте и перескажите. «Сыновья» В. Осеева.

Две женщины брали воду из колодца. Подошла к ним третья. И старичок на камушек отдохнуть присел. Вот говорит одна женщина другой:
— Мой сынок ловок да силен, никто с ним не сладит.
— А мой поет как соловей. Ни у кого голоса такого нет, — говорит другая.
А третья молчит.
— Что же ты про своего сына не скажешь? — спрашивают ее соседки.
— Что же сказать, — говорит женщина. —
Ничего в нем особенного нету.
Вот набрали женщины полные ведра и пошли.
А старичок — за ними.
Идут женщины, останавливаются.
Болят руки, плещется вода, ломит спину.
Вдруг навстречу три мальчика выбегают.
Один через голову кувыркается, колесом ходит, любуются им женщины.
Другой песню поет -— соловьем заливается, заслушались женщины.
А третий — к матери: взял у нее ведра тяжелые и потащил их.
Спрашивают женщины старичка:
— Ну что? Каковы наши сыновья?
— А где же они? -— отвечает старик. — Я только одного сына
вижу.     

10.Составьте рассказ-сравнение о маме и бабушке

по плану:
Как зовут (ИО)?
Кто старше, кто младше?
Кто ты маме, а кто бабушке?
Внешность, профессия.
Кто что делает по дому?
Как ты помогаешь?

11. Почитайте детям.

А. Барто «Мама поет», В. Берестов «Праздник мам», Е. Благинина «Мамин день», «Посидим в тишине», Н. Бромлей «Главное слово», Т. Волгина «Наступает мамин праздник», М. Дружинина «Мамочка-мамуля», Е. Картавцева «Колыбельная для мамы», Л. Квитко «Бабушкина руки», В. Осеева «Женский день», Е. Пермяк «Мамина работа», М. Родина «Мамины руки», Н. Саконская «Разговор о маме»,
Е. Серова «Как я оставался за маму». «Три мамы», В. Сутеев «Мамин праздник», В. Сухомлинский «Моя мама пахнет хлебом».

12. Посмотрите вместе с детьми:

https://yandex.ru/video/preview/?filmId=11724792543562692427&text=советский+мультфильм+осеевой&url=http%3A%2F%2Fwww.youtube.com%2Fwatch%3Fv%3DoSWuuG8kLXI

https://yandex.ru/video/preview/?filmId=965365520340459226&text=советский+мультфильм+о+маме

https://yandex.ru/video/preview/?filmId=7715539049641752591&text=советский+мультфильм+о+маме&url=http%3A%2F%2Fwww.youtube.com%2Fwatch%3Fv%3DYlo9iGeSSVg

https://yandex.ru/video/preview/?filmId=162311974998546995&text=советский+мультфильм+моя+мама+волшебница

Прочитайте и разберите стихотворение:

«Кто кому кто?»

— Бабушка, бабушка, я чья дочка?
— Ты Федина дочь, моего сыночка.
— Мой папа большой, а совсем не сыночек.
 — Сыночек. Брат моих дочек.
Помнишь, мы были у старшей, Авдотьи?
 — Да разве у дочки мы были? У тети!
— Тетю твою я в люльке качала…
 — Бабушка, стой, объясни-ка сначала,
Кто мне Наташа и два ее братца?
 — Ладно, попробуем разобраться:
 Их мама, племянницы мужа сестра,
Маленькой ох была и шустра!
А ты доводишься…Хитрое дело…
 -Бабушка, что-то у нас пригорело!
— Тьфу ты, пока я соображала,
Все молоко из кастрюли сбежало.
Я. Аким

Выучите стихотворение:

Все хожу, все думаю, смотрю:
 «Что ж я завтра маме подарю?
Может куклу? Может быть, конфет?»
— Нет! Аленький цветочек-огонек!

                     

Тема 3 недели ноября: Физкультура и спорт.

Цель: развитие у детей чувства личной ответственности за свое здоровье; формирование культуры здорового образа жизни; воспитание негативного отношения к вредным привычкам.
Дети, как известно, продукт своей среды — она формирует их сознание, привычки. Поэтому здоровый образ жизни необходимо формировать именно начиная с детского возраста: забота о собственном здоровье как основной ценности станет естественной формой поведения.
Так что же такое здоровье? Казалось бы, самый простой ответ должен гласить, что здоровье — это отсутствие болезней. Но для объяснения ребёнку этого недостаточно. Здоровье — это счастье! Здоровье — это когда ты весел и всё у тебя получается. Здоровье нужно всем — и детям, и взрослым, и даже животным. В формировании понятий о здоровом образе жизни, нужно дать понять детям, что нужно делать, чтобы быть здоровым? Нужно хотеть и уметь заботиться о здоровье. Если не следить за здоровьем, можно его потерять.  
Как правило, у нас, взрослых, возникает интерес к проблеме воспитания привычки к здоровому образу жизни лишь тогда, когда ребёнку уже требуется психологическая или медицинская помощь. Готовность к здоровому образу жизни не возникает сама собой, а формируется у человека с ранних лет, прежде всего внутри семьи, в которой родился и воспитывался ребенок.
Понятие о здоровом образе жизни включает в себя много аспектов.

Это во — первых:    соблюдение режима дня.

В детском саду режим соблюдается, так как это является одним из важных условий обеспечения деятельности дошкольного учреждения. А вот дома режим соблюдается не всегда.  Нужно приучать детей рано ложиться и рано вставать.
 Домашний режим дошкольника – одна из важных составляющих семейного воспитания, позволяющих сохранять высокий уровень работоспособности, отодвинуть утомление и исключить переутомление. Семья организует рациональный домашний режим  — он должен соответствовать режиму в дошкольном учреждении.

  Во – вторых: это культурно — гигиенические навыки.

Дети должны уметь правильно умываться, знать, для чего это надо делать: чтобы быть чистым, хорошо выглядеть, чтобы было приятно, и кожа была здоровой, чтобы быть закалённым, чтобы смыть микробы.
Чтобы детям было интересно и легче запоминалось можно использовать художественное слово, инсценировки игровых ситуаций. Например:
“Мойся мыло! Не ленись!
Не выскальзывай, не злись!
Ты зачем опять упало?
Буду мыть тебя сначала!”
О микробах:
“Микроб — ужасно вредное животное,
Коварное и главное щекотное.
Такое вот животное в живот
Залезет — и спокойно там живёт.
Залезет шалопай, и где захочется
Гуляет по больному и щекочется.
Он горд, что столько от него хлопот:
И насморк, и чихание и пот.
Вы, дети, мыли руки перед ужином?
Ой, братец Лис, ты выглядишь простуженным.
Постой- ка, у тебя горячий лоб.
Наверное, в тебе сидит микроб!”
Вместе с детьми рассматривайте ситуации защиты от микробов и делайте вывод, который дети должны хорошо усвоить: не есть и не пить на улице; всегда мыть руки с мылом, вернувшись с улицы, перед едой, после туалета. Предложить детям посчитать, сколько раз в день им приходится мыть руки; есть только мытые овощи и фрукты; когда чихаешь или кашляешь, закрывать рот и нос платком; есть только из чистой посуды.

 Солнце, воздух и вода – наши лучшие друзья!!!

В — третьих: это гимнастика, двигательная деятельность, закаливание и подвижные игры.

Если человек будет заниматься спортом, он проживёт дольше. «Береги здоровье смолоду». Дети должны знать, почему так говорят. Обязательно ежедневно проводить гимнастику.
Большое значение для всестороннего, гармоничного развития ребенка имеют подвижные игры. Участие ребенка в игровых заданиях различной интенсивности позволяет осваивать жизненно важные двигательные умения в ходьбе, беге, прыжках, равновесии, лазанье, метании.
 Особенностью подвижной игры является комплексность воздействия на все стороны личности ребенка:
  • осуществляется физическое, умственное, нравственное и трудовое воспитание.
  • повышаются все физиологические процессы в организме, улучшается работа всех органов и систем.
  • развивается умение разнообразно использовать приобретенные двигательные навыки.
Дети, увлеченные сюжетом игры, могут выполнять с интересом физические упражнения много раз, не замечая усталости. Увеличение нагрузки в свою очередь способствует повышению выносливости.
  Во время игры дети действуют в соответствии с правилами. Это  регулирует поведение играющих и помогает выработать положительные качества: выдержку, смелость, решительность и др.
 Изменение условий игры способствует развитию самостоятельности, активности, инициативы, творчества, сообразительности и др.
 Еще очень важная проблема, связанная со здоровьем детей – это просмотр телевизора и пользование компьютером. Компьютер и телевизор, несомненно, полезны для развития кругозора, памяти, внимания, мышления, координации ребенка, но при условии разумного подхода к выбору игр и передач, а также непрерывного времени пребывания ребенка перед экраном, которое не должно превышать 30 минут.
 Важность физического воспитания детей в семье, доказать, что это очень серьёзная проблема в современном воспитании детей. Нас окружают машины, компьютеры, виртуальные игры — предметы, которые очень интересны нам, но как раз, из-за которых мы очень мало двигаемся. Современные дети видят больший интерес в виртуальной игре, чем в реальной игре в футбол или теннис. Главная болезнь ХХI века — гиподинамия, т.е. малоподвижность.
Занятия спортом также помогают сложиться важным качествам личности: настойчивости в достижении цели, упорству; положительные результаты этих занятий благотворны для психического состояния детей, особенно если это совместные занятия детей и родителей.
Такие занятия приносят положительные результаты:
— пробуждают у родителей интерес к уровню «двигательной зрелости» детей и способствуют развитию у детей двигательных навыков в соответствии с их возрастом и способностями;
— углубляют взаимосвязь родителей и детей;
— предоставляют возможность позаниматься физкультурой за короткий отрезок времени не только ребенку, но и взрослому: родитель показывает ребенку те или иные упражнения и выполняет большинство из них вместе с ним;
— позволяют с пользой проводить то свободное время, которое мать или отец посвящают ребенку, служат взаимообогащению, способствуют всестороннему развитию ребенка.
Замечательно, если родители учат ребенка, помогают ему и сами участвуют в соревнованиях и спортивных мероприятиях в детском саду. Спортивные интересы в такой семье становятся постоянными. 

В — четвёртых: культура питания.

Обыгрывание ситуаций «В гости к Мишутке» и «Вини — Пух в гостях у Кролика», рассматривание и обсуждение картинок к играм: «Осторожно, вирус», «Будь здоров!» поможет деткам легче понять, какие продукты полезны, а какие не очень.Рассказывайте детям, что в овощах и фруктах много витаминов А, В, С, Д, в каких продуктах они содержатся и для чего они нужны. Для лучшего запоминания можно использовать художественное слово.
Никогда не унываю,
И улыбка на лице,
Потому что принимаю
Витамины А, В, С.
Очень важно спозаранку,
Есть за завтраком овсянку.
Чёрный хлеб полезен нам,
И не только по утрам.
Помни истину простую,
Лучше видит только тот,
Кто жуёт морковь сырую,
Или сок морковный пьёт.
От простуды и ангины
Помогают апельсины.
Ну, а лучше съесть лимон
Хоть и очень кислый он.

Не стоит забывать и об играх по Основа Безопасной Жизни и по Правилам Дорожного Движения.

Например: Игра «ДА или НЕТ»
  Взрослый или кто-нибудь из ребят проходит между рядами парт и обращается то к одному, то к другому ученику с каким-нибудь      вопросом, например: «Ты переходишь дорогу на красный сигнал светофора?», «Ты катаешься на самокате во дворе?», «Говорят, что ты не уступаешь в транспорте место старшим. Это правда?» отвечать надо быстро, коротко и обязательно вставлять слова «да» или «нет». Отвечая на вопрос положительно («Да, я катаюсь на самокате только во дворе»), надо одновременно головой поворачивать слева направо, а отвечая отрицательно («Нет, я уступаю в транспорте место старшим»), покачивать головой сверху вниз (как, например, принято у болгар). Поскольку эти движения совершенно непривычны, многие ошибаются и невольно сопровождают ответ не теми движениями головы, какими нужно, вызывая смех и оживление окружающих.
“ТЫ – БОЛЬШОЙ, Я – МАЛЕНЬКИЙ” Утро дошкольника начинается с дороги. Следуя в детский сад или домой, он пересекает улицы с движущимся транспортом. Умеет ли он это делать правильно? Может ли выбрать безопасный путь? Главные причины несчастных случаев с детьми – это неосторожное поведение на улице и проезжей части дороги, незнание элементарных требований Правил дорожного движения. Не надо ждать, когда ребёнок научится Правилам дорожного движения на собственном опыте. Иногда такой опыт стоит очень дорого. Лучше, если взрослые тактично, ненавязчиво привьют ребёнку привычку сознательно подчиняться требованиям правил. Выйдя на прогулку, предложите своему ребёнку поиграть в «больших и маленьких». Пусть он будет «большим» и поведёт вас через дорогу. Контролируйте его действия. Проделайте это несколько раз, и результаты.

Основной задачей для родителей является: 

Формирование у ребенка нравственного отношения к своему здоровью, которое выражается в желании и потребности быть здоровым, вести ЗОЖ. Он должен осознать, что здоровье для человека важнейшая ценность, главное условие достижения любой жизненной цели, и каждый сам несет ответственность за сохранение и укрепление своего здоровья. В этом ничто не может заменить авторитет взрослого.
 Формируя здоровый образ жизни ребенка, родители должны привить ребенку основные знания, умения и навыки:
— знание правил личной гигиены, гигиены помещений, одежды, обуви;
— умение правильно строить режим дня и выполнять его;
— умение взаимодействовать с окружающей средой: понимать, при каких условиях (дом, улица, дорога, парк, детская площадка безопасна для жизни и здоровья;
— умение анализировать опасные ситуации, прогнозировать последствия и находить выход из них;
— знание основных частей тела и внутренних органов, их расположение и роль в жизнедеятельности организма человека;
— понимание значения ЗОЖ для личного здоровья, хорошего самочувствия, успехов в занятиях;
— знание основных правил правильного питания;
— знание правил сохранения здоровья от простудных заболеваний;
— умение оказывать простейшую помощь при небольших порезах, ушибах;
— знание правил профилактики заболеваний позвоночника, стопы, органов зрения, слуха и других;
— понимание значения двигательной активности для развития здорового организма;
Но только говорить о значимости здоровья — это мало; надо предпринимать повседневные, пусть мелкие, но обязательно многочисленные шаги. Тогда непременно сложится тот здоровый фундамент, на котором в дальнейшем может быть выстроено прекрасное здание человеческой жизни. Так давайте уже с самых ранних лет учить наших детей беречь своё здоровье и заботиться о нём!

Маленькие хитрости

Для занятий следует использовать как можно больше вспомогательных средств: игрушек, воздушных шариков и т.п. Они помогут привлечь внимание, будут стимулировать детей к выполнению разнообразных упражнений. 
Одежда для занятий существенной роли не играет. Однако если вы хотите укрепить мышцы стопы и одновременно закалить ребенка, то лучше всего заниматься босиком в трусиках и хлопчатобумажной футболке.
Для создания радостного настроения включите музыку. Во время занятий обязательно разговаривайте с ребенком, улыбайтесь ему: «Молодец, ты уже почти до самого верха лесенки долез!» 
Упражнения желательно проводить в игровой форме. Например, взрослый говорит: «Сегодня мы с тобой пойдем в гости к белочке. Вот только домик ее далеко-далеко и высоко-высоко, на самой верхушке старой сосны. (Дальнейший текст сопровождается совместным выполнением движений с ребенком.) Сначала мы пойдем через болото (ходьба по диванным подушкам), затем перейдем через бурелом (ходьба, переступая через кегли, кубики), затем пролезем через лисью нору (подлезание под два стула, составленных вместе) и залезем на верхушку сосны. Там рыжая белочка живет, нас с тобою в гости ждет.
Другая форма работы с детьми старшего дошкольного возраста – устраивать соревнования по принципу «Кто скорее добежит» или организовать сюжетную игру по мотивам литературного произведения с вплетением в сюжет физических упражнений.
Занимаясь и играя вместе с ребенком, помогая ему самостоятельно подтянуться, залезть до верха лесенки, перепрыгнуть через кубик, вы даете ему возможность восхищаться вами: «Какой мой папа сильный! Какая моя мама ловкая!»
Постепенно совместные занятия физической культурой станут счастливыми событиями дня, и ребенок будет ждать их с нетерпением и радостью. Средняя продолжительность занятий составляет 20 – 30 мин.

Тема 2 недели ноября «Удивительные животные и птицы Земли. Красная книга Тверской области, России»

   Цель: расширить представление детей о природных зонах Земли, познакомить с приспособлением растительного и животного мира к природным условиям. Систематизировать знания об удивительных животных и  Красной книги России.
Можем ли мы жить без природы, птиц, деревьев, бабочек? Чем больше становятся наши города, чем выше дома, тем чаще нам хочется уехать подальше за город в наш настоящий общий дом – на природу.
В период дошкольного детства происходит становление человеческой личности, формирование начал экологической культуры. Поэтому очень важно формировать у детях интерес к живой природе, воспитывать любовь к ней, научить беречь окружающий мир.

Родителям рекомендуется:

 — показать ребенку картинки с изображением животных, живущих на Севере: белого медведя, песца, моржа, северного оленя, кита, нерпы;
 — беседа об их внешних признаках, характерных повадках;
 — спросить у ребенка, какие дикие животные живут там, где холодно, чем они питаются, каких из этих животных можно увидеть в зоопарке.

Загадки

Сев на ледяную глыбу,
Я ловлю на завтрак рыбу.
Белоснежным я слыву
И на Севере живу.
А таежный бурый брат
Меду и малине рад. (Белый медведь)
Толстый в складку богатырь
В ластах и безухий.
Ковыряет с дна морского
Раковин покушать.
У него клыки, как сабли,
Мех короткий, но густой
Угадайте –ка ребятки,
Что за богатырь такой. (Морж).
Ночью ухает: «Ух – ух!»
Съем любого, кто лопух.
Догоню, когтями цап —
Утащу и съем во льдах.
У меня желты глаза —
Перья тонки, белы,
Клюв короткий и кривой –
Я охотник смелый.
(Полярная сова).
Что за хищник здесь такой,
С шерстью бело – голубой?
Хвост пушистый, мех густой,
В норы ходит на постой.
Птицы, яйца, грызуны —
Для него всегда вкусны.
На лису похож немного,
Тоже псовая порода. (Песец).
Он король полярных льдин,
Черно-белый господин.
Ух, для птички он велик,
Ходит очень важно.
Самый южный материк
Заселил отважно. (Пингвин)
Он для всех хороший друг
в тундре, где Полярный круг.
Есть рога и тёплый мех,
что зимой так греет всех.
Возит нарты далеко,
с ним на Севере легко.
Ищет ягель целый день.
Это… (Северный олень)
Игра  Кто у кого?
У оленя – олененок – оленята
• У моржа — ………… — ……….
• У медведя — ………… — ………….
• У совы — ……………. — …………..

Упражнение «Подбери признак» 

Медведь (какой?) – белый, неуклюжий, косолапый, …
Морж (какой?)- большой, неповоротливый, толстый, неуклюжий.
Северный олень (какой?) — красивый, быстрый, грациозный.
Тюлень (какой?) — черный, блестящий, большой, мокрый.
Белый медведь (какой?) – огромный, сильный, толстолапый.

Игра «Один — много»

Один тюлень — много тюленей
один морж — много моржей
Один медведь – много …
Один олень – много …
Один песец – много …

Игра «Назови ласково»

Белый медведь-беленький медвежонок, олень — …,морж — …, пингвин — …,

 Составить описательный рассказ об одном из животных северных стран по плану:

— Как называется?
— Где живет? Какое у него жилище?
— Какой внешний вид? Какие повадки?
-Чем питается? Как добывает пищу?
-Какие у него враги? Как защищается?
— Как называются детеныши?
-Как защищается?

 Чтение художественной литературы:

         Рассказ  Ю. Яковлева «Умка».
         Н. Сладкова «В тундре»,
         Ненецкая сказка «Белый медведь и  бурый медведь.»
         Юкагирская сказка «Отчего у белого медведя нос черный», сказка    «Айога», «Мы живем на Камчатке»
Тверская область – уникальный уголок центральной России. Это заповедный край, где берут начало великие реки Волга и Западная Двина. Испокон веков он славится первозданными лесами, чистейшими озерами, богатым животным и растительным миром. Сохранение благоприятной экологической обстановки, рациональное использование и охрана природных ресурсов являются непременными условиями устойчивого развития тверского региона, обеспечения достойной жизни людей.
Наш общий долг – сберечь и передать будущим поколениям все то, чем щедро одарила Верхневолжье природа.
Особой заботы и внимания требуют редкие и находящиеся на грани исчезновения виды растений, животных, грибов и лишайников, обитающих или произрастающих на территории региона.

Чаще всего непоправимые потери связаны с простым человеческим равнодушием или экологической неграмотностью, поэтому выпуск Красной книги Тверской области имеет большое значение. Её очередное, второе издание — результат многолетней работы коллектива учёных, включая научные исследования, мониторинг охраняемых природных объектов, подготовку предложений по обеспечению их восстановления. Красная книга Тверской области будет интересна широкому кругу читателей, небезразличных к состоянию окружающей среды родного края. Издание станет значимым шагом в деле защиты, сохранения и восстановления редких и исчезающих видов флоры и фауны Верхневолжья, послужит формированию бережного отношения жителей к природе.
Разнообразие природных условий, ландшафтов и различных природных объектов определяет большое разнообразие животного и растительного мира, встречающегося на территории Тверской области. Типичными представителями животного мира на территориях области являются лось, европейская косуля, бурый медведь, волк, лисица. Из промысловых птиц встречаются тетерев, глухарь, рябчик. Озёра и реки богаты рыбой (лещ, щука, судак, карп, сом). Сокращение биологического разнообразия является одной из экологических проблем современного мира.
Красная книга Тверской области — красная книга, которая содержит сведения о состоянии популяций редких и находящихся под угрозой исчезновения видов животных, растений, грибов и лишайников Тверской области.

Тема 1 недели ноября: Тверские промыслы.

Цель: Знакомство детей с изделиями народных промыслов Тверской области.
Уже в дошкольном  возрасте необходимо  прививать любовь и интерес к традиционной русской культуре, своей Родине и её истории, к промыслам Тверского края.

Золотое шитье города Торжка.

Вышитые золотом лоскуты кожи, найденные на территории Торжокского кремля датированы 13 веком. Промысел золотого шитья создавался под влиянием богатой культуры Византии. Один из древнейших и ценнейших памятников русского золотого шитья «Пелена Марии Тверской», хранится в Историческом музее в Москве. Дата ее создания -1389 год.
Золотошвейный промысел был распространен во многих русских городах, но наибольшее развитие получил именно здесь, в Торжке, на пересечении торговых путей. Высшего расцвета золотошвейное искусство достигло в 18-19 веках. Множество работ выполнялось по заказу церкви, правительственных ведомств, столичной знати, императорского двора. В конце 19 века наметился спад промысла. Сейчас традиции золотого шитья в Торжке поддерживает предприятие «Торжокские золотошвеи » и созданное на его базе средне-специальное учебное заведение.

                             Ведновская строчка села Ведное

Одним из центров вышивального ремесла является село Ведное. В нем проживают потомственные вышивальщицы, работающие на дому. Основу ассортимента ведновских мастериц составляли полотенца, салфетки, скатерти, украшенные вышивкой. Строчка в вышивке использовалась преимущественно машинная. Вышитый на тончайшем льняном полотне простыми, чаще всего белыми, нитями узор растительного орнамента отличает «ведновскую строчку». Теперь это предприятие называется «Тверские узоры». Разнообразные виды вышивки: мелкие стежки старинной росписи, сетчатая гладь, тамбур, узорные мережки сохраняются в изделиях мастериц и художников «Тверских узоров». Уникальные современные изделия, основанные на традициях тверской вышивки, завоевывают многочисленные дипломы, грамоты, призовые места на выставках.

        Калязинское кружево

Калязин с давних пор является центром кружевоплетения, традиции которого уходят в глубину веков и связаны с Калязинским Троицким монастырем, основанным в 1434 году. Первые кружева плели из металла и нашивали на ткань. В Калязине в то время половина женщин-мещанок занималась кружевоплетением. Поставляли изящные изделия в Петербург, Москву, европейские города и страны. После революции спрос на кружево резко упал. В старом калязинском кружеве с мелким цветочным рисунком, в кружеве типа «малин» с цветочками, обведенными сканью — толстой льняной нитью, отражается влияние стиля знаменитых европейских мастеров. Хотя со временем национальные художественные традиции преодолевают европейское влияние, в европейскую моду входит русский стиль, а в калязинское кружево проникают мотивы русского народного орнамента, используемого местными мастерицами по сей день.

 Тверская резьба по дереву

Центров резьбы по дереву было на территории Тверского края множество. Испокон веков здесь изготавливали из подручного материала деревянные ковши, прялки, посуду. Занимались и более крупными работами, ведь дерева было всегда в достатке: делали мебель, сани, украшали узорной резьбой избы. Сейчас в области действует много производств, связанных с обработкой дерева, но художественной резьбой занимаются немногие.

              Художественная обработка бересты в Твери

Художественная обработка бересты — для Твери промысел сравнительно новый. Мастера предприятия «Березка-сувенир» взяли за основу традиционную технику северной художественной обработки бересты, но внесли в нее собственные изменения. На мореном фоне деревянных шкатулок, коробов, кружек, солонок помещается берестяная пластина с резьбой. Орнамент включает в себя и прорезку фона — при этом получается более глубокий объем, рисунок становится выразительным, изделия приобретают законченный, нарядный вид и пользуются большой популярностью благодаря своим практическим и эстетическим достоинствам.

Глиняная игрушка из Торжка

Эти игрушки узнаешь сразу:
  • птички,
    • петушки,
    • жар-птицы,
    • царь рыбы,
    • птицы-сирины,
    • медведи
    • и другие игрушки — свистульки покрыты чешуйками, которые затем ярко расписываются и очень нарядно смотрятся на красно — коричневом — фоне обожжённой глины.
Отличительной чертой тверской игрушки является их рельефное украшение в виде маленьких чешуек и оборок.

 

         Родителям рекомендуется:

1. Познакомить ребёнка со старинными предметами быта: лавка, скамейка, печь, колыбелька (люлька),  рукомойник, самовар, глиняный горшок, кочерга и т.д.
2. Рассказать детям о русских народных игрушках, рассмотреть их на иллюстрациях и в натуральном виде.
3. Рассмотреть материал, из которого сделаны игрушки — глина, дерево, керамика; цвет, форму, величину, части игрушек, рассказать, как в них играют.

4. Побеседовать с детьми о народных промыслах, о том, что игрушки делают народные умельцы.
5. Читать и проигрывать сказки «Снегурушка и лиса», «Колобок», «Три медведя», «Маша и медведь», «Заюшкина избушка», «Кот, петух и лиса», «Курочка ряба», «Теремок», «Бычок – смоляной бочок» и др.
6. Разучить с детьми потешки «Как у нашего кота», «Водичка, водичка, умой мое личико», «Идет коза рогатая», «Наш козел», про корову и бычка, «Бычок – резвые ножки», весеннюю закличку «Весна, весна красная»
7.Приобщать детей к русской народной музыке. Слушать русские народные мелодии, песни.
8. Познакомить с музыкальными инструментами: дудочка, ложки, гармошка, балалайка, свистулька.
9. Рассказать детям о семейных традициях.

Эти игры помогут закрепить полученные знания:

«Один – много»
Не одна ложка, а много… (ложек). Не один павлин, а много…
(павлинов). Не один барыня, а много… (барынь). Не один
поднос, а много… (подносов). Не одна свистулька, а много…
(свистулек) и т.д.
«Скажи ласково»
Свистулька — свистулечка, кукла — куколка, ложка — ложечка,
лошадь – лошадка, игрушка – игрушечка и т. д.
«Из чего сделаны – какие…» (согласование прилагательных с существительными)
Из фарфора – фарфоровые, из керамики – керамические, из резины — резиновые, из пластмассы – пластмассовые, из железа – железные, из дерева – деревянные, из тряпок – тряпичные, из глины – глиняные, из соломы – соломенные, из бересты – берестяные.

Отгадать и выучить загадку.

Ростом разные подружки, но похожи друг на дружку.
Все они сидят друг в дружке, но всего одна игрушка.
(Матрешка)

Прочитать «Игрушкины частушки».

Наши руки крендельком, щеки будто яблоки.
С нами издавна знаком весь народ на ярмарке.
Мы игрушки расписные, хохотушки вятские —
Щеголихи слободские, кумушки посадские.
Дымковские барышни всех на свете краше,
А гусары-баловни — кавалеры наши.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9