ДЕКАБРЬ
Познавательные темы:
1. Удивительное на Земле (Волшебница вода)
2. Мой город. (Я по улице иду)
3. Новый год у ворот (Что за праздник Новый год?)
Что такое чудо – ответит вам любой ребенок! Это что-то фантастическое, необычное, невероятное, неповторимое! Чудеса окружают нас везде. Разве не чудо, когда мы с вами просыпаемся, и вместе с нами просыпается солнышко. Природа сделала такое чудо, как море. Мы с вами в нём купаемся, а море нежно качает нас на волнах. А лес, а горы, а звёздное небо. Как много вокруг прекрасного и чудесного. Есть чудеса, которые творит природа, а есть чудеса, которые сделал сам человек, своими руками. Семь чудес света – это древнейшие памятники архитектуры, которые по праву считаются самыми великими творениями рук человека.
Вода — удивительная субстанция, и вы в очередной раз сможете убедиться в этом, а заодно и удивить детей, в ходе несложных экспериментов. Игры с водой — это генератор хорошего настроения для всей семьи, а еще — один из самых приятных способов обучения.
Познавательные игры с водой дома для малышей
Предлагаем вам посмотреть вместе с детьми
Мультфильм «Капитошка» (1980 ) https://youtu.be/-Rzc_rDHl2E
Берегите воду https://youtu.be/JOeyipAvRoE
Дорогие родители, помните, что детская безопасность зависит от нас. Задача взрослых не только постоянно опекать и оберегать малышей. Мы просто обязаны научить их заботиться о себе. Но делать это нужно грамотно и бережно, чтобы малыш не стал воспринимать окружающий мир как враждебный, полный опасностей, бед и злых людей. Нет, мир прекрасен и удивителен, открывать его для себя интересно и весело. Просто нужно всегда быть внимательным по отношению к себе и близким. И тогда беды обойдут вас и ваших замечательных малышей стороной!
Уважаемые родители! Помните о том, что формирование сознательного поведения – процесс длительный. Это сегодня ребенок всюду ходит за ручку с мамой, гуляет во дворе под присмотром взрослых, а завтра он станет самостоятельным. Многое зависит от вас.
Важно: как можно чаще говорите с детьми, помогайте решать их, пусть даже пустяковые, по вашему мнению, проблемы, и , если хотите научить ребенка правилам безопасности, прежде всего сами выполняйте их.
Безопасность ребенка на прогулке в зимний период.
Памятка для родителей «Прогулка с детьми в зимний период»
А какой же праздник мы все ждем с большим нетерпением? Конечно же, это новый год, который отмечается 31 декабря. Самый веселый и интересный. К нему все тщательно заранее готовятся, покупают подарки друг другу, украшают дома, наряжают елки, готовят вкусности и ждут в гости Дедушку Мороза.
Праздничные открытки, расписные пряники, рождественские гирлянды — любые зимние украшения можно купить, но гораздо увлекательнее будет сделать их своими руками! Мы предлагаем самые интересные мастер-классы для детей на Новый год, которые вы можете провести самостоятельно. Идеи для этого вы найдете ниже:
Новогодний мастер-класс
Консультация для родителей «Чем занять ребенка в новогодние каникулы».
Побеседуйте с детьми дома о новой информации, которую они получают каждый день. Почитайте детям:
Чтение потешки «Как по снегу, по метели трое саночек летели».
Цель: продолжать знакомство малышей с малыми фольклорными жанрами, отражающими элементы народного быта.
Чтение русской народной сказки: «Снегурочка».
Цель: способствовать развитию диалогической речи, слушать и понимать вопрос. Обсуждение прочитанной сказки.
Чтение стихотворений о зиме
Цель: познакомить детей со стихотворениями о зиме, приобщать их к высокой поэзии.
Чтение сказки «Снегурушка и лиса». Цель: познакомить детей с русской народной сказкой
Чтение стихотворения В. Берестова: «Снегопад». Цель: учить детей читать наизусть небольшие стихи. Продолжать учить детей согласовывать прилагательные с существительными. Слушание Чайковский «Зима»
«Сказки народов мира»
Цель: создание условий для стимулирования речевой активности посредством ознакомления детей со сказками народов мира.
Чтение сказки в стихах К.И. Чуковского «Мойдодыр».
Цель: учить детей эмоционально воспринимать поэтическое произведение, осознавать тему, содержание; вызвать желание запоминать и выразительно воспроизводить четверостишия.
Рассказывание русской народной сказки «Маша и медведь».
Цель: продолжать учить детей эмоционально воспринимать сказку, запоминать и интонационно выразительно воспроизводить слова и фразы из текста в процессе театрализации
Рассказывание итальянской сказки «Ленивая Бручолина».
Цель: учить детей эмоционально воспринимать содержание сказки, запоминать действующих лиц и последовательность действий, используя метод моделирования.
Чтение художественной литературы: Л. Н. Толстой «Три медведя»
Цель: развивать умение эмоционально воспринимать сказку, внимательно относиться к образному слову
Русская народная сказка «Петушок и курочка»
Цель: создание условий для развития внимания посредством ознакомления детей с русскими народными сказками.
2. Разгадывание загадок о животных.
Закреплять знания детей о жанровых особенностях загадок; учить отличать загадки от миниатюр других жанров. Формировать умение разгадывать загадки, построенные на простом описании. Учить использовать знания о животных при разгадывании загадок.
Заучивание стихотворения Е, Трутневой «С новым годом!».
Цель: учить детей выражать свои впечатления от новогоднего праздника в связных высказываниях, при рассказывании наизусть стихотворения передавать интонацией радость, торжество.
Заучивание стихотворений о Новом годе.
Цель: развивать у детей память, образную речь, следить за звукопроизношением, способствовать созданию радостной атмосферы ожидания новогодних праздников.
Чтение детям К.Чуковский «Ёлка», рассмотреть иллюстрации к стихотворениям.
С. Козлова «Как ежик, ослик и медвежонок встречали Новый год»
Заучивание стихотворения А.Усачёв «Дед Мороз»
А.Усачёв «Дед Мороз», «Новый год», «Марш снеговиков», рассмотреть иллюстрации к стихотворениям.
Пришла пора для поздней осени – месяц ноябрь. В этом месяце нас ждут следующие тематические недели:
1 неделя – «Мой дом и то, что в нём».
Цель: обобщить и расширить знания детей о мебели, посуде через разные виды деятельности. Закреплять названия посуды, мебели и их частей. Формировать знания о значении в жизни человека.
2 неделя – «Как птицы и животные готовятся к зиме».
Цель: Дать представление о диких и домашних животных, птицах, их повадках с наступлением холодов. Формировать доброжелательное отношение к животным.
3 неделя – «Я вырасту здоровым».
Цель: Формировать начальные представления о здоровье и здоровом образе жизни. Воспитывать привычку думать и заботиться о своём здоровье. Познакомить детей с частями тела человека.
4 неделя – «Я и моя семья. День матери».
Цель: Воспитывать чувства глубокой любви и привязанности к самому близкому и родному человеку – маме. Воспитывать заботливое отношение к близким людям чувство взаимопомощи в семье. Дать понятия «родственники, родня».
Рекомендации по теме недели:
«Мой дом и то, что в нем (мебель, посуда)».
Предлагаем вам некоторые рекомендации для закрепления данной темы с детьми:
-
Рассмотритес детьми домашнюю мебель, предназначенную для спальни, кухни, гостиной, прихожей. Попросите ребенка назвать предметы мебелии их отдельные части (крышка, ножка, ручка, подлокотник, спинка, дверца, сиденье).Побеседуйте с ребёнком, для чего нужна мебель, из чего её делают: «Это стол. Он деревянный. За столом едят, пишут, рисуют»и т. п.
-
Рассмотрите и сравнитеразличные виды столов (кухонный, обеденный, журнальный, письменный, компьютерный); шкафов (книжный, плательный, шкаф для посуды).
-
Рассмотритеразличную бытовую технику (холодильник, телевизор, утюг, электрический чайник, микроволновая печь, миксер, кухонный комбайн, фен, пылесос, стиральная машина и т. п., расскажите о ее назначении.
-
Вспомнитеи обсудите правила безопасности при обращении с бытовой техникой.
-
Подберите, приклейте и рассмотритекартинки, на которых изображена мебель. Пусть ребёнок назовёт её.
-
Помогитеребёнку ответить на вопросы:
— Где хранят одежду? (в шкафу)
— На чём можно сидеть? (на стуле)
— На чём можно лежать? (на кровати) и т. д.
-
Поиграйте в игры:
«Назови ласково», используя следующие слова: стол – столик, кровать – кроватка, шкаф – шкафчик, стул – стульчик, кресло – креслице.
«Из чего мебель?»
Стул из дерева – деревянный, стол из стекла -, ручка из пластмассы -, полка из металла -, диван из кожи — … и т. п.
«Какая мебель для чего?»
Стол, за которым пишут – письменный, стол, за которым обедают -, стол для компьютера -, шкаф для одежды -, шкаф для книг -, шкаф для посуды — … и т. л.
«Один – много»
Один стул – много стульев, один стол – много столов, — один шкаф – много, одно кресло – много, и т. п.
Рекомендуем почитать:
— С.Я. Маршак «Откуда стол пришёл», итальянская сказка в обр. Л. Вершининой «Ленивая Бручолина», рнс «Три медведя», А. Плещеев «Осень наступила», англ. сказка «Три поросёнка».
Рекомендуем посмотреть:
«Федорино горе», «Мойдодыр».
Рекомендации по теме недели «Как звери и птицы к зиме готовятся».
— Рассмотрите картинки с изображением лесных зверей и птиц.
— Расскажите ребёнку о питании лесных зверей и птиц в тёплое и холодное время года.
— Рассказать о том, что зимой у зверей меняется цвет шерсти (что бы им было легче маскироваться на снегу, на ветках голых деревьев), какие птицы улетаю, какие прилетают, какие остаются зимовать.
— Поговорите с ребёнком о зимней спячке и о зверях, впадающих в неё (медведь, барсук, ёж). — Тренировать детей в назывании частей тела, жилищей и детѐнышей лесных зверей.
— Почитать с ребенком дома: «Олененок» Ю. Кушак, «Покормите птиц зимой» А. Яшин, «Скачет шустрая синица…» А. Барто, «В медвежий час» Г. Цыферов, «Первая охота», «Лесной колобок – колючий бок», В. Бианки, «Зимовье зверей», Народные сказки «Лисичка-сестричка и волк».
Игра «Счет лесных зверей»
1 заяц, 2 зайца, 3 зайца,4 зайца, 5 зайцев; — лиса; — волк; — медведь; — ѐж; — лось.
Игра «Один-много»
Лиса-лисы, Волк -волки, Заяц -зайцы, Медведь -медведи, Ёж -ежи, Лось -лоси.
Игра «Назови одним словом»
Лиса, белка, заяц, волк, медведь – дикие животные.
Голубь, ворона, воробей, клёст, синица, снегирь – птицы.
Дидактическое упражнение «Сравни животных и птиц с людьми»
У человека — рот, у животных – пасть, у птиц — клюв
У человека — лицо, у животных – морда, у птиц – голова.
У человека — зубы, у животных – клыки, у птиц – нет зубов.
У человека — живот, у животных – брюхо, у птиц — грудка.
У человека — ногти, у животных и птиц – когти.
У человека — руки, у животных и птиц – лапы.
Дидактическая игра «Расскажи, где живут животные»:
-
Лиса живет …………. (в норе),
-
Волк живет ………… (в берлоге),
-
Медведь живет ……. (в логове),
-
Белка живет ………… (в дупле).
Дидактическая игра «Чей хвост? Чьи уши? Чья морда?».
-
У лисы – лисий хвост, лисьи уши и лисья морда.
-
У зайца – заячий хвост, заячьи уши, заячья морда.
-
У белки – …
-
У медведя – ….
Дидактическая игра «Что лишнее и почему?»
Белка, лиса, корова, волк (корова, так как остальные – дикие животные).
Ёжик, медведь, заяц, собака (собака, так как остальные – дикие животные).
Заяц, собака, корова, кошка (заяц, так как остальные – дом. животные).
Лиса, кошка, заяц, волк (кошка, так как остальные – дикие животные).
Лошадь, медведь, коза, собака (медведь, так как остальные – дом. животные).
Голубь, ворона, воробей, воздушный шарик (воздушный шарик, т.к оостальные — птицы)
Кто где живет.
Зимой в берлоге мишка спит,
Под крышей воробей сидит.
Лиска рыжая — в норе,
Жучка — в теплой конуре.
В логове лежит волчиха,
Под кустом дрожит зайчиха.
Белка спряталась в дупле,
Ежик спит в сухой траве.
Рекомендуем посмотреть:
«Кто сказал мяу»,
«Котёнок по имени Гав».
Рекомендации по теме недели: «Здоровый образ жизни. Я вырасту здоровым».
Очень важно сформировать у детей базу знаний и практических навыков здорового образа жизни, осознанную потребность в систематических занятиях физической культурой и спортом еще в детском саду, развить представления о необходимости сохранения своего здоровья и укрепления его посредствам здоровьесберегающих технологий и приобщения к здоровому образу жизни.
Расскажите детям:
-
«Что такое здоровье?», «Здоровье – главная ценность человеческой жизни».
-
«Правила личной гигиены», «Чистота – залог здоровья».
-
«Роль лекарств и витаминов», «Витамины вокруг нас».
-
«Кто спортом занимается, здоровья прибавляется».
-
«Травма: как ее избежать?», «Правила поведения на прогулке».
Посмотрите вместе с ребенком:
Видеоролики «ЗОЖ», «Виды спорта», «Олимпийские чемпионы», «Здоровый образ жизни» и др.
Мультсеансы: «Старые знакомые», «Все на матч», «Смешарики» из серии «Азбука здоровья»: «Распорядок», «Быть здоровым здорово», «Личная гигиена», «Кому нужна зарядка», «Горький вкус справедливости», «Скажи микробам: «Нет!», «Если хочешь быть здоров»; «Королева зубная щётка», «Здоровый образ жизни», «Митя и микробус» и т.д.
Опыты – эксперименты:
«Наши помощники – органы чувств», «Фруктовая лаборатория», дегустация витаминных напитков (шиповник, имбирный чай, лимонный напиток), дегустация отваров целебных трав (ромашка, чабрец, мелисса), приготовление витаминного салата.
Чтение художественной литературы:
Г. Зайцев «Приятного аппетита», М. Безруких «Разговор о правильном питании», Н. Рыжкова «Как люди речку обидели»; В.П. Катаев «Грибы»; «Федорино горе», Р. Бианки «Репортаж со стадиона «Жукамо», Г. Остер «Про Петьку – микроба», Ю. Тувим «Овощи», А. Барто «Девочка чумазая», «Я расту», «Придуманные сны», «Мы с Тамарой санитары», С. Михалкова «Прививка», «Не спать», «Грипп»; и т. д.
Пословицы и поговорки, потешки о здоровье. Загадывание и разгадывание загадок по теме, придумывание своих загадок.
Рекомендации по теме недели «Я и моя семья. День матери».
-
Поговорите с ребенком о том, какой скоро будет праздник. Кого поздравляют в этот день? Какие подарки можно сделать маме в этот замечательный праздник. Чем можно помочь маме.
-
Рассмотрите с ребенком сюжетные картинки о труде мамы по дому (можно найти в Интернете). Обсудите их с ребенком. Поиграйте в игру «Мамины помощники». Попросите ребенка показать как он помогает маме: стирает (тереть кулачком о кулачок); гладит (тереть кулачком о ладошку); моет посуду (тереть ладошку о ладошку); подметает пол (имитировать действие, слегка наклонившись к полу); готовит (совершать помешивающие действия правой рукой).
-
С целью пополнения атрибутивного словаря задайте вопрос «Какая твоя мама?».
Дайте как можно больше определений:
— Мама тебя ласкает. Какая мама? (Ласковая, нежная, добрая)
— Мама заботится о тебе. Какая мама? (Заботливая)
— Мама много знает. Какая мама? (Умная)
— Мама много умеет. Какая мама? (Умелая)
— Мама ничего не боится. Какая мама? (Смелая)
— Мама терпит, когда ты шалишь. Какая мама? (Терпеливая)
-
Проведите игру на развитие слухового и зрительного восприятия, развития мелкой моторики (пальцевый захват) «Бусы рассыпались» (в бутылочках-шумелках). Попросите сначала ребенка пошуметь» тихо – громко: «Стук-стук-стук-стук, раздается тихий (громкий) стук», а затем рассмотрите с ребенком содержимое бутылочки, высыпав содержимое в тарелочку (бусы). Расскажите ребенку, что бусы порвались и бусинки рассыпались. Попросите ребенка собрать их обратно в бутылочку по одной, называя цвет бусинок.
-
Приготовьте вместе с ребенком подарки для мамы и бабушки – праздничную открытку. Вырежьте и наклейте изображения цветов на картон, подпишите ее.
-
Выучите с ребенком стихотворение:
Излучает она свет,От улыбки – ямочка…Никого дороже нет,Чем родная мамочка! |
Рекомендуем почитать:
Ю. Яковлев «Мама», Н. Носов «Заплатка», Е. Благинина «Мамин день»,
А. Барто «Разговор с мамой», Д. Габе «Мама», «Работа», «Моя семья»,
Е. Пермяк «Для чего руки нужны», Я. Тайц «По грибы».
Рекомендуем посмотреть: «Как мамонтёнок искал маму».