Группа №6

СЕНТЯБРЬ

 

ТЕМЫ МЕСЯЦА

1-2 неделя — «Как я провел лето»

Цель – дать представление детям о смене времен года, поддерживать интерес к сотрудничеству со сверстниками в различных видах деятельности. Формировать дружеские, доброжелательные отношения между детьми.

3 неделя  – «Кто работает в детском саду»

Цель – Знакомить детей с сотрудниками детского сада, как о ближайшем социальном окружении ребенка. Расширять представления о сотрудниках детского сада. Воспитывать уважение к сотрудникам детского сада.

4 неделя – «Что нам осень подарила»

Цель – систематизировать представления детей о смене времен года, признаках осени, расширять представления о многообразии и пользе овощей и фруктов, формировать основы безопасного поведения и экологической культуры, обогащать и активизировать словарный запас, развивать связную речь.
Сентябрь совмещает лето и осень. Этот месяц строг, но справедлив. Оранжевеют осинки. Полыхают холодным пожаром березовые рощи, горят костры рябин. Осыпается лист, стелются желтые дорожки. В древности сентябрь называли: ЖОВТЕНЬ- за желтый цвет листвы, РЮИН — за рев оленей, ХМУРЕНЬ — за частое ненастье, ВЕРЕСЕНЬ — цветет вереск.
Наступает в сентябре особое время — прелестная улыбка тепла — «бабье лето». Тихи, задумчивы сентябрьские дни.

Приметы сентября

Тихи сентябрьские дни — нарядно бабье лето.
Холоден сентябрь-батюшка, да кормить горазд.
Чем суше и теплее простоит сентябрь, тем позднее наступит зима.
Бабье лето — две недели.
Батюшка-сентябрь не любит баловать.
В сентябре всякое семя из колоса плывет.
В сентябре днем погоже, да по ночам негоже.
В сентябре земля наряжается в зеленя.
В сентябре и лист на дереве не держится.
В сентябре лес реже и птичий голос тише.
Сентябрь без плодов не бывает.
Сентябрь — вечер года.
Сентябрь кафтан с плеч снимает, тулуп надевает.
Сентябрь — летопроводец, проводы лета.
В сентябре не изба мужика греет, а цеп-молотило.
Холоден сентябрь, а сыт; сиверко — да сытно.
Если в этот месяц на дубах будет много желудей, то ожидай и много снегу перед Рождеством, да к теплой зиме и плодородному лету.
Г ром в сентябре — к долгой зиме.
Задождит сентябрь — не радость мужику.

Пословицы и поговорки о сентябре

Лето со снопами — осень с пирогами.
В сентябре одна ягода, и та — горькая рябина.
Холоден сентябрь-батюшка, да сыт.
Август варит — сентябрь на стол подает.
В сентябре огонь в избе и в поле.
Осенью и воробей богат.

Загадки про сентябрь

Пришла без красок и без кисти, да перекрасила все листья.
(Осень.)
Несу я урожаи, поля я убираю, птиц к югу отправляю,
Деревья раздеваю, но не касаюсь елочек да сосен. Я ….
(Осень.)
Опустел колхозный сад, паутинки вдаль летят,
И на южный край земли потянулись журавли.
Распахнулись двери школ. Что за месяц к нам пришел?
(Сентябрь.
Весной — веселит, летом — холодит, осенью — питает, зимой — согревает.
(Дерево, лес.)
Летом вырастают, а осенью опадают.
(Листья.)
Его весной и летом мы видели одетым.
А осенью с бедняжки сорвали все рубашки.
(Дерево.)
Шел долговяз — в земле увяз.
(Дождь.)
Без рук, без ног, под окном стучит — в избу просится.
(Ветер.)
Сидит — зеленеет, лежит — пожелтеет, падает — почернеет.
(Древесный лист.) Вверху зелено, внизу красно, в землю вросло.
(Морковь.)
Под землею птица гнездо свила, яиц нанесла.
(Картошка.)
Круглый бок, желтый бок, растет на грядке колобок.
Врос в землю крепко. Что это?
(Репа.)
За кудрявый хохолок лису из норки поволок,
На ощупь — очень гладкая, на вкус, как сахар, сладкая.
(Морковь.)
Как надела сто рубах, захрустела на зубах.
(Капуста.)
Он никогда и никого не обижал на свете.
Чего же плачут от него и взрослые и дети?
(Лук.)
Закопали в землю в мае и сто дней не вынимали,
А копать под осень стали — не одну нашли, а десять!
(Картошка.)
Он большой, как мяч футбольный!
Если спелый — все довольны!
Так приятен он на вкус! Это что?
(Арбуз.)
Удивительное солнце, в этом солнце сто оконцев,
Из оконцев тех глядят сотни маленьких галчат.
(Подсолнух.)
Маленький, горький, луку брат.
(Чеснок.)
Вырастает он в земле, убирается к зиме.
Головой на лук похож. Если только пожуешь
Даже маленькую дольку — будет пахнуть очень долго.
(Чеснок.)
Как на нашей грядке выросли загадки –
Крепкие, зеленые, хороши — соленые.
(Огурцы.)
Как на нашей грядке выросли загадки –
Сочные да крупные, вот такие круглые.
Летом зеленеют, осенью краснеют.
(Помидоры.)
А на этой грядке — горькие загадки.
Тридцать три одежки, кто их раздевает —
слезы проливает.
(Лук.)
А на крайней грядке — длинные загадки.
В этой грядке Дед Мороз прячет летом красный нос.
(Морковь.)
Над землей трава, под землей — алая голова.
(Свекла.)
Летом в огороде свежие, зеленые,
А зимою в бочке желтые, соленые.
(Огурцы.)
Не проедешь, не пройдешь,
Обойдешь сторонкой.
И водицы не попьешь
С синеватой пленкой.
Между кочек и зыбей,
Моха и гнилушек –
Государство журавлей,
Уток и лягушек.
(Болото.)
Неказиста, шишковата,
А придет на стол она –
Скажут весело ребята:
«Ну, рассыпчата, вкусна!»
(Картошка.)
Один льет, другой пьет, а третий растет.
(Дождь, земля, хлеб.)
Рос на ветке сундучок,
Был он заперт на замок.
Но попался сундучок
Рыжей белке на зубок.
Щелк — щелк, щелк — щелк!
И раскрылся сундучок!
(Лесной орех.)

Стихи о сентябре

Улетает лето
Стало вдруг светлее вдвое,
Двор как в солнечных лучах.
Это платье золотое
У березы на плечах.
Утром мы во двор идем,
Листья сыплются дождем.
Все летит — должно быть, это
Улетает наше лето.
Е. Трутнева
Осень
 
Ходит осень по дорожке,
Промочила в лужах ножки.
Льют дожди, и нет просвета,
Затерялось где-то лето.
Ходит осень, бродит осень,
Ветер с клена листья сбросил.
Под ногами коврик новый,
Желтый — розовый — кленовый.
Е. Авдиенко
 
Сентябрь
Ясным утром сентября
Хлеб молотят села,
Мчатся птицы за моря,
И открылась школа.
С. Маршак
 
Сентябрь-хмурень
Сентябрь-хмурень,
Не хнычь, дурень,
Свой кафтан ты не рви,
Бабье лето зови.
И под звон света
Обними лето.
На себя ты смотри,
Справь-ка именины,
Ну а зорьке подари
Бусы из рябины,
Мне и другу новому –
По листу кленовому.
М. Сухорукова
 
Сентябрь
Вот красная рябина,
Вот желтые опята,
И в сентябре корзина
Полным-полна, ребята!
В. Берестов
 
Умная природа
Нас в любое время года
Учит мудрая природа:
Птицы учат пению,
Паучок терпению.
Пчелы в поле и в саду
Обучают нас труду.
Учит снег нас чистоте,
Учит солнце доброте.
У природы круглый год
Обучаться нужно,
Весь лесной народ
Учит крепкой дружбе.
В. Орлов
 
Грибы
Гриб, грибок, масленый бок,
Серебряная ножка, прыгай в лукошко.
Под осинами, на кочке
Гриб в малиновом платочке,
Подосиновиком звать.
И его придется взять.
Е. Трутнева
 
В огороде
По таинственным законам,
Непонятным до сих пор,
Огурец растет зеленым,
Рядом красный помидор,
Баклажаны синие
Рядом с желтой дынею,
А земля черным-черна,
А земля для всех одна.
О. Бундур
 
Что растет на нашей грядке
Что растет на нашей грядке? Огурцы, горошек сладкий,
Помидоры и укроп для приправы и для проб.
Есть редиска и салат — наша грядка просто клад…
Если слушал ты внимательно, — запомнил обязательно,
Отвечай-ка по порядку: что растет на нашей грядке?
Е. Коркина
 
Грибы
Мы идем дорожками,
Мы идем тропинками,
Мы идем с лукошками,
Мы идем с корзинками.
Прямо за опушкою
Вдруг нашли волнушки мы
И пенек с опенками
Под рябиной тонкою.
Крепкий подберезовик
Вырос под березою.
Красный подосиновик
Вырос под осиною.
А. Кузнецова
Грибные имена
Нет, грибные имена
Не понятны для меня!
Ведь не хрюкают свинушки,
Не волнуются волнушки,
Не кричат «опять» опята,
Не бодаются козлята,
У лисичек нету шубки,
Как узнать, чьи это шутки?
Ю. Леонтьев
Мухомор
Шапочка атласная,
Красная-красная.
Белые горошины
Поверху брошены.
А на ножке — белый бант.
Это что еще за франт?
Как на праздник вырядился,
На поляну выкатился!
— Знаем, знаем!
Ты хорош да пригож,
Да в лукошко не гож!
  1. Телегина
Лесной светофор
На глухой лесной опушке,
Где росли одни волнушки,
Словно красный светофор,
Загорелся мухомор.
Говорит друзьям зайчонок,
Приоткрыв глаза спросонок:
— Не спешите! Подождите –
На тропу не выходите!
  1. Питиримов
 
Бабье лето
По российским лесам в сентябре
Прокатилась волна листопада.
Сколько грусти в осенней поре
И какая для взора отрада!
Увяданье, но сердцу тепло –
От багряной листвы, вероятно.
Что поделаешь, время прошло
Молодое… А вспомнить приятно.
Как на бабьем коротком веку,
Перемены трагичны в природе,
Но — с достоинством женским — тоску
Не покажет она при народе.
Да, не мало печальных примет,
А как будто забыла про это…
Тем дороже прощальный привет
Уходящего бабьего лета.
В. Моспан
 
Арбуз
В полосатенькой пижамке,
Виден всем издалека,
Он на солнечной полянке
Греет круглые бока.
У арбуза, как у дыни,
Нету рук и нету ног.
У арбуза — всюду пузо,
В середине — сладкий сок.
В. Лазов
 
Стрижи
— Улетели сегодня стрижи…
— А куда улетели, скажи?
— А туда улетели они,
Где на солнышке греются дни.
Где совсем не бывает зимы,
Но милее им все-таки мы!
И они прилетят по весне,
И опять засвистят в вышине!
Е. Благинина
 
Репей
У дороги встал репей,
Ищет он себе друзей.
Он за всех цепляется,
С дружбой набивается.
С дружбой не везет ему.
Ты не знаешь почему?
А. Власов
 
Колючки
— Хорошо живется нам! –
Мы катаемся весь день
Хвастались колючки. –
На хвосте у Жучки.
А. Береснев
 
Уходит лето
В тихий час рассвета
В дымке голубой
Потащили лето
Журавли с собой.
Вспыхнула рябина
Ярким огоньком.
И стоит у тына
Красным петухом.
Е. Русаков
 
Листопад
С мокрых яблонь листья обрывая,
Ветер забегает в каждый сад.
Лапчатым гусенком ковыляя,
По деревне ходит листопад.
* * *
Дождь по улице идет, мокрая дорога,
Много капель на стекле, а тепла немного.
Как осенние грибы, зонтики мы носим,
Потому что на дворе наступила осень.
В. Семернин
 
Кто?
На сучке висит грибок.
Кто его повесить мог?
Без шеста, без лесенки
Высоко повесили!
Я раздвину ельник мелкий,
Затаюсь — увижу белку.
В. Бочарников

1-2 НЕДЕЛЯ — «КАК Я ПРОВЕЛ ЛЕТО» 

Адаптация после летних каникул является закономерным процессом  и длится приблизительно от двух до четырех недель, в зависимости от индивидуальных особенностей ребенка.
Считается, что сентябрь – кризисный месяц для дошколят после продолжительного летнего отдыха.
В период адаптации ребенку необходимо рано вставать, соблюдать режимные моменты детского сада, выстраивать определенные взаимоотношения как с взрослыми, так и с сверстниками, подчинять свои желания существующим традициям группы.
Период адаптации проходит у каждого ребенка по-разному, зачастую характеризуется не только трудностями психологического характера, но и очень часто нарушениями общего состояния ребенка. Но если придерживаться определенных правил, то стадию адаптации можно пройти намного легче и более безболезненно.

КАК ПОМОЧЬ РЕБЁНКУ ВНОВЬ ПОЙТИ В ДОУ

3 НЕДЕЛЯ  – «КТО РАБОТАЕТ В ДЕТСКОМ САДУ»

  • объясняйте ребенку, для чего он ходит в детский сад;
  • обсудите, какие помещения есть в детском саду: групповая комната, умывальная комната, спальня, раздевалка, кабинет логопеда, физкультурный и музыкальный залы, объясняйте назначение каждой комнаты;
  • рассказывайте  ребенку о правилах поведения в детском саду;
  • выучите имена и отчества сотрудников детского сада, учите вежливому обращению к взрослым.

ДАВАЙТЕ ПОИРАЕМ

1.Кто, что делает — Составление предложений по демонстрации действия
Что делает воспитатель? —  играет, учит, объясняет, помогает, показывает, заботится и т.д.;
что делает младший. воспитатель? — моет, убирает, протирает, помогает и т.д.;
что делает повар? — жарит, варит, моет, режет, печет и т.д.;
что делает медицинская сестра? — … ;
логопед? — … и т.д.
2.»Один — много»— Образование существительных единственного и множественного числа
Комната — комнаты — много комнат,
спальня — спальни — много спален,
коридор — коридоры — много коридоров,
раздевалка — раздевалки — много раздевалок,
кабинет — кабинеты — много кабинетов,
зал — залы — много залов,
площадка — площадки — много площадок,
веранда — веранды — много веранд,
бассейн — бассейны — много бассейнов,
игра — игры — много игр,
кухня — кухни — много кухонь

А теперь предлагаем посмотреть с детьми презентацию и отгадать загадки о работниках детского сада

КТО РАБОТАЕТ В ДЕТСКОМ САДУ

4 НЕДЕЛЯ – «ЧТО НАМ ОСЕНЬ ПОДАРИЛА»

Наступила осень золотая». Она прекрасна осень своими красками, звуками и дарами.

ОСЕНЬ — 1

ОСЕНЬ — 2

ЗАГАДКИ ПРО ОВОЩИ И ФРУКТЫ

ДАВАЙ РИСОВАТЬ ВМЕСТЕ

Вспомните, какую радость нам в детстве приносило рисование! Увы, повзрослев, мы забываем о ней. Стремление к изобразительной деятельности свойственно всем детям уже с раннего возраста.

РИСУЕМ ОВОЩИ И ФРУКТЫ

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11