Группа №8

О декабре для детей дошкольного возраста.

«Год кончает — зиму начинает» — так говорят о декабре, последнем месяце года и первом — зимы. Все ниже солнце, все короче и темнее дни. А морозные ночи светлее от звезд.
Древнерусское название декабря: ЛЮТЕНЬ, СТУДЕНЬ- за лютую морозную пору, за длительную стужу. Это самый скромный месяц года, поглощенный тьмой и морозами.
Бывает, морозы затихают и наступает оттепель. На теплынь отзываются сирени, зеленея верхушками набухших почек. Но зима не отступает, и валят пушистые снега, трещат морозы.
Приметы декабря
Декабрь — стужайло: на всю зиму студит.
Декабрь узоры на окнах расписывает.
Наметут сугробов декабрьские метели.
Солнце в декабре светит, но не греет.
Декабрь глаз снегами тешит, да ухо морозами рвет.
Декабрь — месяц больших волчьих стай.
Декабрь — пора хмурого неба и рано вечереющих дней.
В конце декабря солнце на лето, зима на мороз поворачивают. Если в декабре большой иней, бугры снега, глубоко промерзшая земля, то это — к урожаю.
Коли в декабре снег привалит вплотную к заборам — плохое будет лето; коли же останется промежуток — к урожаю.

Пословицы и поговорки про декабрь

Декабрь — шапка зимы.
Декабрь — канун новогодья.
Год декабрем кончается, а зима зачинается.
Не велик мороз, да краснеет нос.
Зимний денек с воробьиный скок.
Загадки о зиме для дошкольников
Назовите-ка, ребятки, месяц в этой вот загадке:
Дни его всех дней короче, всех ночей длиннее ночи,
На поля и на луга до весны легли снега.
Только месяц наш пройдет, мы встречаем Новый год.
(Декабрь.)
Кто, угадай-ка, седая хозяйка:
Тряхнет перинки — над миром пушинки?
(Зима.)
Он вошел — никто не видел, он сказал — никто не слышал.
Дунул в окна и исчез, а на окнах вырос лес.
(Мороз.)
Он слетает белой стаей и сверкает на лету.
Он звездой прохладной тает на ладони и во рту.
(Снег.)
Вот серебряный лужок, не видать барашка,
Не мычит на нем бычок, не цветет ромашка.
Наш лужок зимой хорош, а весною не найдешь.
(Каток.)
Мои новые дружки и блестящи, и легки,
И на льду со мной резвятся, и мороза не боятся.
(Коньки.)
Мы — проворные сестрицы, быстро бегать мастерицы,
В дождь — лежим, в снег — бежим, уж такой у нас режим.
(Лыжи.)
Все лето стояли, зимы ожидали.
Дождались поры — помчались с горы.
(Санки.)
Я прихожу с подарками, блещу огнями яркими,
Нарядная, забавная, на Новый год я главная!
(Новогодняя елка.)
В зимний день среди ветвей стол накрыт для гостей.
(Кормушка.)
Пусть я птичка-невеличка,
У меня, друзья, привычка –
Как начнутся холода,
Прямо с севера сюда.
(Снегирь.)

А МЫ ПРОДОЛЖАЕМ С ДЕТЬМИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ!!!

Тема 1 недели декабря: Удивительное место на Земле. Путешествие в Африку.

Цель: формирование познавательного интереса к окружающему миру, показать разнообразие и красоту Земли.

Дети в дошкольном детстве имеют ограниченные представления о жителях других стран, о природе других климатических зон, о представителях флоры и фауны. Представления ребенка дошкольника складываются по увиденным мультфильмам, детским книгам и т. д. Часто эти представления не соответствуют действительности. Животный мир Африки очень разнообразен и привлекателен для детей.

Для закрепления новых представлений Вместе с ребёнком:

— Рассмотрите картинки с животными жарких стран, пусть ребёнок найдёт животных Африки и Австралии, по возможности назовёт их.
— Попросите рассказать об их внешних признаках, характерных повадках.

Загадайте детям загадки:

Что за коняшки —На всех тельняшки. (Зебра)
Зверь я горбатый,Но нравлюсь ребятам. (Верблюд)
Тем, кто в речку угодил, Нос откусит. (крокодил).
Некрасивый он, пожалуй. Вместо носа — шланг пожарный, Уши вроде опахал, Ростом с башню отмахал. (Слон)
Кто детишек в сумке носит, кормит в ней, когда запросят, и укладывает спать, дав немного погулять? как огромный заяц скачет, детки с ней и не иначе. Очень любит детвору это мама. (кенгуру)

Составьте описательный рассказ об одном из животных жарких стран по плану: 

—   Как называется? — Где живёт? — Какое у него жилище? — Какой внешний вид? — Какие повадки? — Чем питается? — Как добывает пищу? — Какие у него враги? — Как защищается? — Детёныши.

Нарисуйте животных красками, карандашами, цветными мелками.

Прочитайте ребенку рассказы, стихи, сказки:

Маршак: «Обезьяна», «Где обедал, воробей?». К. Чуковский: «Крокодил». Р. Киплинг: «Слонёнок», «Рикки-Тикки-Тави», «Как леопард стал пятнистым?». Э. Успенский: «Про Веру и Анфису». Г. Остер «Зарядка для хвоста», «Привет мартышке», «Куда идёт слонёнок».

Поиграйте с детьми:

Игра:«Скажи одним словом» У слона толстые ноги, значит, он – толстокожий. У жирафа длинная шея, …. У слона большие уши, …. У обезьяны длинный хвост, … У носорога толстая кожа, ….
Игра: «Кто за кем» Ребёнок по инструкции взрослого расставляет животных в колонну. Взрослый задаёт вопросы. Кто стоит перед зеброй? Как можно сказать по-другому? И т. д.
Игра: «Разрезные картинки»
Игра: «Опиши зверя» Тигр – рыжий, хищный, полосатый…
Жираф –. (высокий, пятнистый, с длиннойшеий…)
Обезьяна – вертлявая, смешная, длиннохвостая…
Игра: «Сравни этих животных» Слон высокий, а жираф ещё … (выше)
Бегемот тяжёлый, а слон ещё …
Лошадь выносливая, верблюд ещё …
Заяц прыгает далеко, а кенгуру ещё …
Игра: «Четвёртый лишний».
Верблюд, зебра, лев, жираф.
 Носорог, бегемот, тигр, волк.
 Лев, тигр, морж, зебра
Крокодил, бегемот, носорог, коза
Лев, гепард, леопард, антилопа
Игра: «Добавь словечко»
В Африке живут ловкие, хвостатые. (Обезьяны.)
В Африке живут большие, толстокожие. (Бегемоты.)
В Африке живут сильные, гривастые. (Львы.)
В Африке живут пугливые, быстрые, полосатые. (Зебры.)
В Африке живут пятнистые, длинношеие. (Жирафы.)
А также выносливые, двугорбые. (Верблюды.)
И еще огромные, сильные. (Слоны.)
Игра: «Кому подходит это определение?»
Очень часто людей сравнивают с разными животными или их поведением, внешностью, чтобы показать, какой это человек, какими чертами внешнего сходства он обладает с этим животным. Предложите ребёнку объяснить, какому человеку подходит выражение.
«Львиная грива». (Пышная, огромная прическа, много волос.)
«Крокодильи слезы». (Так можно сказать о человеке, проливающем слезы.)
«Топает, как слон». (Это человек с тяжелой походкой.)
«Кожа, как у бегемота». (О человеке, которого ничем не удивишь.)
«Обезьяньи ужимки». (Так говорят о том, кто любит кривляться.)
«Черепаший шаг». (Медленно ходит.)
«Волчий аппетит». (Очень голодный)
Игровое упражнение «Зачем?»
Зачем обезьяне хвост? Зачем слону хобот? Зачем верблюду горбы? Зачем кенгуру сумка? Зачем льву клыки? Зачем жирафу длинная шея? и т. д.

А вечерами можно устроить зоопарк своими руками. ДЕТИ ЛЮБЯТ ТВОРИТЬ!!!

Вечером посмотрите с детьми мультфильмы:

 «Львёнок и черепаха», «Путешествие Бонифация в Африку», «Чунга-чанга», интервью «Что я знаю об Африке»

 Поэксперементируйте с детьми «Долина вулканов»

Для того чтобы сделать извергающийся разноцветной лавой вулкан из соды и уксуса, потребуется несколько ингредиентов:
пищевая сода;
уксус;
средство для мытья посуды;
жидкий краситель,
приготовленный из разведённых водой акварельных красок или пищевых красителей, пипетка.

Что нужно сделать: 1. Вылепить основу для вулкана из соды. Для этого возьмите пищевую соду и воду в следующих пропорциях — на 1 стакан соды потребуется добавить 3 столовые ложки воды. На большой красивый вулкан потребуется около 6 стаканов соды. После того как приготовлена содовая масса, можно приступать к формированию вулкана. Если всё перемешано верно, в нужных пропорциях, то слепить гору из неё не составит труда. Такая масса сохраняет форму и легко лепится. Начинайте выкладывать гору в глубокой ёмкости, чтобы не перекладывать его в дальнейшем.
  1. Отставить сформированный вулкан в сторону на несколько часов, чтобы высох. После того как гора высохнет, можно приступать к её раскрашиванию. Растворите в воде немного краски и капните на гору из пипетки.
  2. Налить в середину кратера немного моющего средства (примерно 1 столовую ложку), затем влить туда же столовый уксус. Из горловины созданного вулкана начнёт извергаться шипящая лава из плотной пены. Это красочный и увлекательный момент, за которым все дети с восторгом наблюдают.

Тема 2 недели декабря:Моя улица. Мой микрорайон, мой город.

Цель: дать детям представление о родном городе.
Уважаемые родители! Поговорите с ребенком на тему «Что такое улица, и по каким правилам она живет?»
  • Что есть на улице, на которой мы живем? (Здания, дорога, тротуар, дворы.)
  • Кто убирает и моет утром улицу?
  • Какие машины помогают человеку убирать мусор, мыть, поливать улицы?
  • Кто следит за красотой зданий, состоянием дорог, тротуаров, дворов?
  • Какие постройки, сооружения есть в нашем дворе? Как он озеленен? Удобно ли в нем играть, гулять?
  • Кто ухаживает за зелеными насаждениями: деревьями, кустарниками, цветами, газоном на улице?

Какие работы проводятся весной, летом, осенью, зимой?

  • Кто следит за порядком на улице? Кто обеспечивает порядок на дороге? Кто приходит на помощь, если случилась авария, беда?
  • Какие правила поведения на улице вы знаете?

 Предлагаем вам некоторые рекомендации по ознакомлению и закреплению данной темы:

1. Знает ли ваш ребёнок, как называется город, в котором он живёт? Научите его чётко произносить название родного города, улицу, на которой находится его дом.
2. Обратите внимание, в честь кого или чего назван город, чем он знаменит, расскажите о наиболее важных событиях, произошедших в городе, какие достопримечательности в нём есть; рассмотрите иллюстрации, открытки и фотографии с изображением своего города.
  1. 3. Погуляйте с ребёнком по улице, на которой живёте, покажите интересные здания, расскажите об учреждениях, которые есть на ней. Отработайте чёткое произношение предложения: Я живу на улице.

  1. 4. Расскажите, на какой улице находится детский сад, который посещает ребёнок. Помогите ему произнести предложение: Наш детский сад – на улице.5. Помогите ребёнку составить рассказ: Я живу в доме на улице… Мой детский сад – на улице

Пусть ребёнок ответит на вопросы:

В каком городе ты живёшь?
На какой улице?
На какой улице твой детский сад?
6. Вспомните, какой транспорт можно увидеть на улицах города.

 Напомните о необходимости соблюдения правил дорожного движения.

7.Поиграйте с ребенком:
Дидактическая игра  «Назови –  какой  предмет?» — образование сложных слов. Дом (какой) многоэтажный, пятиэтажный, белокаменный…
Дидактическая игра«В нашем городе». В нашем городе много – машин, улиц, парков….
Игра«Скажи наоборот»
Инструкция: взрослый начинает игру. Он произносит начало фразы. А ребенок должен фразу продолжить, подбирая слова, противоположные по смыслу.
  • есть улицы длинные, а есть улицы короткие;
  • есть улицы широкие, а есть улицы узкие;
  • есть улицы, где деревьев много, а есть улицы, где деревьев мало;
  • есть дома высокие, а есть низкие;
  • днем станица шумная, а ночью тихая.
Игра«Назови ласково»
Инструкция: взрослый, бросая мяч ребенку, называет слово. А ребенок, возвращая мяч, произносит его «ласково».
Улица – улочка
Город – городок
Магазин – магазинчик
Мост – мосток
Сквер – скверик
Двор – дворик
Адрес – адресок
Упражнение«Скажи, какая?»
Инструкция: взрослый предлагает ребенку описать улицу. Слова можно называть по очереди «взрослый – ребенок – взрослый…».
Улица (какая) – длинная, широкая, чистая, красивая, любимая, родная и т. д.
Упражнение «1-2-5»
Инструкция: взрослый предлагает ребенку посчитать предметы.
Одна улица, две улицы, пять улиц.
Один дом, два дома, пять домов.
Слова: станица, забор, тротуар, площадка, здание

Порисуйте с детьми транспорт:

 

   Сделайте аппликацию:

Познавательная тема 3 недели декабря: Новый год у ворот. Хвойные деревья

Цель: дать представление о празднике Новый год, его атрибуте «Ёлка»
Красивый, шумный, волшебный праздник — особенно любимый детьми. О нем они могут говорить часами. Хорошо, если Вы проявите искреннюю заинтересованность в обсуждении детских фантазий, новогодних костюмов, подарков, сказочных героев.

Расскажите детям историю возникновения Нового года:

Во все времена наступление нового года у всех народов считалось праздником. Люди готовились к нему.
А всегда ли Новый год праздновался 1 января?
Новый год отмечали в Древней Руси весной, в марте, когда природа просыпалась от зимней спячки. С 15 века праздник начали встречать 1 сентября, после уборки урожая.
В старину в России в новогоднюю ночь по домам ходили ряженые — дети и взрослые, одетые в маски и шкуры животных. Они пели, танцевали, посыпали пол зерном, желая хозяевам богатого урожая, крепкого здоровья, прославляли щедрость хозяев.
И лишь 300 лет назад все изменилось.
В 1700 году царь Петр 1 перенес празднование нового года на 1 января. Он издал указ, в котором повелевалось Новый год встречать в ночь на 1 января. Он ездил вместе с певчими по домам бояр и поздравлял их. На улицах в это время разжигались костры, чтобы было много света и тепла. В этот день все поздравляли друг друга, украшали дома сосновыми, можжевеловыми и еловыми ветками, устраивали фейерверки, зажигали огни и свечи. Так с легкой руки Петра 1 Новый год стал зимним праздником.
И в каждом доме с тех пор принято ставить украшенную ёлку.
Из какой страны пошёл обычай украшать елку новогодними игрушками? (из Германии)
Впервые ёлку начали наряжать в Германии в Средние века. Первыми украшениями были яблоки, орешки и различные сладости. Позже ёлку стали украшать блестящими игрушками, лампочками, свечами, а на самом верху вешали звезду. Она является символом Вифлеемской звезды, которая указала место рождения Иисуса.
Кто главный герой Нового года? Без кого не обходится этот праздник? (Дед Мороз)
Это любимый персонаж, который творит добро, делает людей счастливыми. В любой стране дети и взрослые ждут с нетерпением Деда Мороза.
-А как Деда Мороза называли в старину?
В старину его называли по-разному: Дед Трескун, Мороз Ёлкич, Студенец, Морозко, Мороз Красный нос.
В настоящее время его зовут Дедом Морозом.
Деду Морозу очень много лет. Поначалу это был дух холода. Люди не ждали от него подарков, а дарили их ему сами, чтобы задобрить Мороза, чтобы его дух не злился, не насылал лютый холод. Затем его прообразом стал Дед, которого древние славяне считали общим предком всех семей и защитником потомков. Зимой и весной Деду воздавались почести и предлагалось угощение. Символом новогодних праздников он стал примерно 100-150 лет назад.

Снегурочка — внучка Деда Мороза. Образ Снегурочки — символ застывших вод. Это девушка, одетая только в белые одежды. Ее головной убор — венец, шитый серебром и жемчугом.
Снегурочка всегда молода, необычайно красива, немного грустна… Но при этом она – самый милый персонаж новогодних праздников.

А где живет наш Дед Мороз?
Снегурочка всегда молода, необычайно красива, немного грустна… Но при этом она – самый милый персонаж новогодних праздников.
А где живет наш Дед Мороз?
Родина Деда Мороза — Великий Устюг – древнейший город на северо-востоке Вологодской области. В сосновом бору, в пятнадцати километрах от города вотчина Деда мороза. В его деревне открыта лавка Деда Мороза, почта и музей.
Адрес, по которому можно написать письмо Деду Морозу: 162340 Россия, Вологодская обл., г. Великий Устюг, Деду Морозу.
Напишите вместе с детьми письмо Деду Морозу.
Чтобы новогодние праздники прошли с большей пользой для развития речи ребенка, для расширения его кругозора, обогащения впечатлениями и эмоциями.

РОДИТЕЛЯМ РЕКОМЕНДУЕТСЯ:

Рассказать ребёнку о том, какой праздник скоро наступит; о значении Нового года; назвать его персонажей.
Рассмотрите дома новогоднюю ёлку, совместно с ребёнком её украсьте, расскажите о ёлочных игрушках, обратите внимание на их внешний вид и материал, из которого они сделаны, назовите их, сравните по величине, цвету.
Посмотрите на большую ёлку, установленную на центральной площади города, опишите её.
Вспомните, кто приходит в гости к детям на праздник и приносит подарки.
Совместно с ребёнком вспомните, сколько месяцев в году, и повторить их названия.
Пусть ребенок составит рассказ (из личного опыта) «Как я украшал новогоднюю ёлку».

Поиграйте с детьми:

Дидактическая игра «Подбери признак к предмету»:
Ёлка (какая?) — …
Праздник (какой?) — …
Игрушки (какие?) — …
Дед Мороз (какой?) — …
Снегурочка (какая?) — …
Дети (какие?) — …
Подарки (какие?) — …

Выучите с ребенком стихотворение «Елка» А. Барто

Встали девочки в кружок,
Встали и примолкли.
Дед Мороз огни зажег
На высокой елке.
Наверху звезда,
Бусы в два ряда.
Пусть не гаснет елка,
Пусть горит всегда!

Почитайте детям:

 «Куда девались снегири…» Н. Соколова,«Елочка» О. Высотская,«Холодно» О. Высотская, «Почему снежок идет?…» Н. Вересокина, «Скоро Новый год!» О. Чусовитина, «Елка» Н. Найденова, «Зайчик» И. Черницкая, «Снег» А. Барто, «Улицей гуляет…» С. Дрожжин, «На санках» О. Высотская,«Ели» И. Токмакова, «Снегурочка» И. Гурина.

В зимний вечерний вечер посмотрите мультфильмы:

 «Дед мороз и лето», «Каникулы в Простоквашино», «Снегурочка», «Тимошкина ёлка», «Сказка про Новый год».

Загадайте детям загадки:

Запорошила дорожки,
Разукрасила окошки,
Радость детям подарила
И на санках прокатила. (Зима)
Я прихожу с подарками,
Блещу огнями яркими,
Нарядная, забавная.
На Новый год я главная. (Ёлка)
Человечек непростой:
Появляется зимой,
А весною исчезает,
Потому что быстро тает. (Снеговик)
Хлоп — и конфета
Стреляет как пушка!
Каждому ясно: это ….(Хлопушка)
Угадайте, что за гость:
В шубе серебристой,
Красный-красный нос его,
Борода пушистая,
Он волшебник детворы,
Отгадайте
— Раз, два, три … (Дед Мороз)
Если лес укрыт снегами,
Если пахнет пирогами,
Если елка в дом идет,
Что за праздник?… (Новый год)
Взял дубовых два бруска,
Два железных полозка,
На бруски надел я планки,
Дайте снег! Готовы …. (Санки)
Он летает белой стаей
И сверкает на лету.
Он звездой прохладной тает
На ладони и во рту. (Снег)
Красногрудый, чернокрылый,
Любит зёрнышки клевать,
С первым снегом на рябине
Он появится опять. (Снегирь)

«Как провести новогодние каникулы вместе с детьми»

Заранее спланируйте, чем вы будете заниматься на каникулах. Заранее до праздников просмотрите афиши, узнайте, какие премьеры будут в театрах. Так вы не только будете уверенными, что ваш поход на долгожданный мультфильм или спектакль состоится. К тому же заблаговременное планирование своего отдыха создаст отличное предпраздничное настроение, а после окончания каникул можно будет с удовольствием вспоминать, как много всего вы успели сделать.

Выберите и нарядите елку всей семьей

Украшение новогодней ели может стать одним из самых приятных моментов, если в этом будет принимать участие каждый член семьи. Родители могут установить ель и развесить гирлянды, а дети украсят дерево праздничными шарами и мишурой. Некоторые игрушки можно сделать своими руками — от этого украшенное дерево станет еще милее и наряднее. Приложив к этому чуточку своих стараний, каждый испытает гордость за то, что сделал свой дом немного праздничнее.
Пригласите гостей, сходите в гости сами. Пообщаться и приятно провести времени сможете и вы, и ваши дети, ведь у ваших знакомых наверняка тоже есть ребенок. Играйте всей семьей.
Как сделать новогоднюю игрушку своими руками.

Шар из пуговиц.

Делается он так. Готовим шарик из пластмассы или пенопласта. Размер любой, на усмотрение. Обклеиваем шар пуговицами разных цветов, форм и размеров – какие только попались под руку. Приклеиваем к шару красивую ленточку и приделываем петельку, за которую игрушку можно подвесить к елке. В общем, просто и красиво.

Игрушки из бумаги и картона .

Бумага и картон – самые, пожалуй, распространенные поделочные материалы. Из них совсем несложно изготовить любые поделки, в том числе и елочные игрушки. Вот лишь несколько примеров. Снежинки. Ну, куда же без них на Новый год? Их можно делать плоскими, как на этих фото…

А вот – забавный хоровод снеговиков и Дедов Морозов, а, по сути, замечательная гирлянда, которая украсит любую новогоднюю елку. Причем делаются они очень просто. Вначале – рисуются на картоне, а затем – вырезаются ножницами.

Шарик из ниток.

Уж кому-кому, а детям очень понравится участвовать в изготовлении такой новогодней игрушки. И ниже станет понятно, почему. Называется такая игрушка шариком из цветных ниток. Чтобы ее изготовить, нужны такие поделочные материалы: обычный воздушный шарик; нитки; клей ПВА; сахар; вода; ножницы; краска в аэрозольном баллончике; всевозможный декор в качестве украшения будущего изделия. Приготовив все это, приступаем к изготовлению игрушки. Надуваем шарик до желаемого размера. Каким будет шарик, такого размера будет и игрушка. Далее смешиваем клей (50 мл), сахар (2 чайные ложечки) и столько же воды. В этой смеси замачиваем нитки. Вытаскиваем нитки и начинаем обматывать ими надутый воздушный шарик. Обмотав, ждем, пока нитки на шарике высохнут. Дождавшись, берем иголку и аккуратно сквозь нитки прокалываем шарик. Вытаскиваем его остатки сквозь путаницу ниток. В принципе нитяный шарик готов. Чтобы он выглядел красивее, его рекомендуется украсить блестками, пайетками, снежинками или чем-то другим. В завершение приделываем к шарику петельку. И теперь скажите, что этот процесс не понравится детям. Еще как понравится!

 

 

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11