Группа №14

Октябрь

В настоящее время Россия переживает один из непростых исторических периодов. И самая большая опасность, подстерегающая наше общество сегодня, — не в развале экономики, не в смене политической системы, а в разрушении личности. Материальные ценности доминируют над духовными, поэтому у детей искажены представления о доброте, милосердии, великодушии, справедливости, гражданственности и патриотизме. Сегодня подрастающее поколение часто обвиняют в бездуховности, безверии, агрессивности, поэтому проблема нравственного воспитания так актуальна и выбор данной проблемы не был случайным. Высокий уровень детской преступности вызван общим ростом агрессивности и жестокости в обществе. Насколько нравственными, добрыми, порядочными будут ваши дети, зависит нравственное здоровье нашего общества, а нам с вами в этом обществе жить. И семья в воспитании нравственности играет главную роль.                               

Следующие статьи помогут Вам, уважаемые родители, разобраться в этом вопросе

О воспитании ребенка

Воспитание дисциплины — подготовка к школе

4 неделя октября:

Тема недели: ««Многонациональность России. Разнообразные виды одежды, жилья в соответствии с природными зонами».

Цель: дать представление о многонациональности России, развитие познавательного интереса детей к истории своей страны, воспитание чувства патриотизма, способствовать развитию духовно-нравственной личности с активной жизненной позицией. Познакомить с разнообразными видами жилья в соответствии с природными зонами.

Посмотрите вместе с детьми познавательную презентацию «День народного единства»

День народного единства

Дом для каждого человека — это не просто место уединения и отдыха, а самая настоящая крепость, которая защищает от непогоды, позволяет чувствовать себя комфортно и уверенно. Любые невзгоды и длительные путешествия всегда переносятся легче, когда знаешь, что в мире есть место, где можно укрыться и где тебя ждут и любят. Люди всегда стремились сделать свое жилище как можно более крепким и комфортным, даже в те времена, когда достигнуть этого было крайне сложно. Сейчас старинные традиционные жилища того или иного народа кажутся ветхими и ненадежными, но в свое время они верой и правдой служили своим хозяевам, охраняя их покой и досуг.

Посмотрите с детьми интересную презентацию «Народные жилища России»

Народные жилища России

Интеллектуальная игра «Что, где, когда?»

Интерес к национальным нарядам прослеживается в современной моде. Во многих странах люди стали надевать народные костюмы не только во время фольклорных праздников, но и просто в быту, на отдыхе. И в России растет интерес к народному костюму, а значит, к традициям и культуре нашей страны. Возврат к корням, истокам становится всё более и более популярным, видимо, пришло время. Пристально изучая русский народный костюм, глубже проникая в его символику, воспринимаешь его не только как произведение искусства, а как образный кодекс жизни человека, своеобразные заповеди наших предков своим потомкам, и понимаешь, какая ценность была передана ими нам. А мы должны сохранить ее и передать своим потомкам.

Национальные костюмы народов России

3 неделя октября – «Моя Родина – Россия. Столица нашей Родины. Символика России».

Цель:систематизировать  и уточнять представления о Родине — России. Поощрять интерес детей к событиям, происходящим в стране, воспитывать чувство гордости за ее достижения. Закреплять знания о флаге, гербе и гимне России. Развивать представления о том, что Российская Федерация (Россия) — огромная, многонациональная страна. Расширять представления о Москве — главном городе, столице России.

ЛЕКСИКО-ГРАММАТИЧЕСКИЕ ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ:

  1. «Чего много?» 
     В нашей стране много (чего?) полей.
    (реки, озера, народ, моря, города, дороги, леса, горы, равнины, поселки, деревни, луга)
  1. «Полюбуйся!»
    Мы любуемся (чем?) полем, полями. (река, озеро, площадь, улица, поляна, луг, гора, салют, лес, равнина, море, сад)
  2. «Назови ласково»
    Лес – лесок (ручей, дерево, озеро, пруд, река, гора, луг, поляна, город, дорога, завод, дом, салют)
  3. Д/игра: « Подбери признаки к нашей Родине, России»
Родина — какая? (любимая, необъятная, могучая, родная, бескрайняя, беззащитная, прекрасная, богатая, весёлая, огромная, красивая, грустная)
  1. Расскажи, кто изображён на гербе России?

Очертание какого старинного доспеха напоминает герб?
Что ты можешь сказать об орле?
 Подбери слова, наиболее точно характеризующие эту птицу.
Орёл – гордый, свободный
  1. Нарисуй свою малую Родину. Это могут быть твой город, дом или улица, твоя семья или друзья.

  1. Флаг, как и герб, — символ государства.
— Какого цвета полосы на флаге России?
Нарисуй и раскрась флаг России.
— Какие значение на Руси имел красный цвет?
  1. Прочитайте ребёнку рассказ К. Д. Ушинского«Наше отечество»
   Наше отечество, наша Родина – матушка Россия. Отечеством мы зовём Россию потому, что в ней родились, жили наши отцы и деды. Родиной мы зовём её потому что в неё мы родились, а матерью – потому, что она вскормила нас своим хлебом, вспоила своими водами, выучила своему языку. Много есть на свете и кроме России всяких хороших государств, но одна у человека родная мать, одна у него и Родина.
  1. Предложите ребёнку выучить наизусть стихотворение «РОДИНА»

 (В. Гусев)

Небо синее в России,
Реки  синие в России.
Васильки  и незабудки
Не растут  нигде красивей.
Есть и клёны , и дубы ,
А  какие есть грибы!
А ещё  пекут в печи
Вот такие  калачи!
  1. Прочитайте (спойте) ребёнку гимн России. Побеседуйте с ребёнком.Помогите ему ответить на вопросы.
В каких случаях исполняется гимн России?
— Назови авторов стихов и музыки гимна России.
 Автор пишет о России: священная, любимая, родная.
— Какие из этих слов выражают любовь поэта к Родине?
— Какие слова выражают чувство гордости за Родину?
— Какие поэтические слова нашёл автор, чтобы изобразить величие и бескрайность нашей
Родины?
  1. «Пословицы и загадки о Родине»
Родина — мать — умей за неё постоять.
Кто за Родину горой, тот истинный герой.
Родина любимая, что мать родимая.
Жить — Родине служить.
 Родной край — сердцу рай.
Нет в мире краше Родины нашей.
12.Отгадайте загадки: 
1.Он звучит торжественно,
   Все встают приветственно.
   Песню главную страны
  Уважать мы все должны! (Гимн)
 2.Назовите сразу вы
    Символ города Москвы,
    Площадь там зовётся Красной,
    Бьют часы на башне Спасской.      (Кремль)
  1. Бронзовый памятник — вам не игрушка,
  Он ведь орудие — это… (Царь-пушка)
  1. В этом месяце бывает
    Светлый праздник — День победы,
    Все ребята поздравляют
    Своих бабушек и дедов. (Май)

Октябрь — предзимье, первый суровый месяц осени. Властвует холодный ветер, идут частые дожди. Последний сбор плодов и грибов. Дни все короче, ночи длиннее и темнее. Багрянец и золото листвы — признаки поздней осени. Уже просвечивается насквозь лес, редеют вершины. Солнце и холод ожигают, ветер срывает листву. По народному календарю октябрь называется ГРЯЗНИК  ни колеса, ни полоза не любит. А мы продолжаем свою образовательную деятельность!

1 неделя октября«Золотая осень. Причины смены времен года. Осень на разных континентах.»

ЦЕЛЬ: знакомить детей с изменениями ближайшего природного окружения в осеннее время года, закрепить и обогатить знания детей о характерных. признаках золотой осени, в частности о явлениях природы, которые происходят в растительном мире – листопаде, об осенних погодных и природных.

Расширение словарного запаса детей:

названия: осень, сентябрь, октябрь, ноябрь, месяцы, листопад, дожди, тучи, лужи, ветер, туман, сырость, ненастье, свежесть, природа, урожай, сад, огород, фрукты, овощи, запасы, деревья, листья, лес, птицы, животные, слякоть, озимь, погода, увядание, мгла, небо, солнце, люди, одежда, зонт;
признаки: ранняя, поздняя, осенняя, унылая, грустная, золотая, прощальная, туманный, дальний, трудный, богатый, длинная, короткий, частый, редкий, хмурая, ненастная, дождливая, сырая, багряная, голые, увядающий, печальная, дивная, прекрасная, пышная, перелетные, зимующие;
действия: летят, шелестят, падают, шуршат, осыпаются, наступает, приходит, хмурится, прощаются, улетают, курлыкают, убирают, срывают, собирают, выкапывают, одеваются, готовятся, увядают, желтеют, сохнут, моросит.

«Назови ласково»

Дождь — дождик, дождичек, солнце — солнышко, лужа — лужица, дерево — деревце, ветер — ветерок, лист — листок, листик, листочек, туча — тучка, лес — лесок, сад — садик, птица — птичка.

«Один –много»

Месяц — месяцев, дерево — деревьев, дождь — дождей, фрукт — фруктов, лужа — луж, овощ — овощей, урожай — урожаев, листья — листьев, сад — садов, птица — птиц, огород — огородов, слякоть — слякоти, зонт — зонтов, лес — лесов.

«Назови, какая погода?»

Какая погода бывает осенью, если идет дождь? — дождливая, … дует ветер — ветреная; если на улице холодно, какая погода? — холодная; если пасмурно — пасмурная,
… сыро — сырая,
… хмуро — хмурая,
… солнечно — солнечная,
… ясно — ясная.

«Один –много»

Наступил осенний день — наступили осенние дни, на дереве желтый лист — на деревьях желтые листья,плывет темная туча — плывут темные тучи,  стоит большое дерево — стоят большие деревья,  идет холодный дождь — идут холодные дожди,  дует сильный ветер — дуют сильные ветры,  висит теплая куртка — висят теплые куртки,  летит птичья стая — летят птичьи стаи.

Пересказ рассказа «Осень»  

После лета наступает осень. Листья на деревьях, кустах желтеют, краснеют, опадают. Небо часто покрыто тучами, идут дожди. Они не такие, как летом, — теплые и сильные, а мелкие и холодные.
В начале осени еще много теплых дней, солнышко еще греет, в цветниках много цветов. Это золотая осень. Кругом красиво. К концу осени солнечных дней мало, солнце греет плохо, становится холодно. Вода от холода замерзает, иногда выпадает снег, но от дневного тепла он тает. Почти все деревья стоят голые, цветы завяли. Становится холодно, поэтому птицы улетают на юг. Это перелетные птицы. Животные тоже готовятся к зиме. Одни укладываются спать на всю зиму, сделав за лето запасы жира (медведь, еж, барсук), другие меняют шубку на более теплую (заяц, белка), многие животные запасают корм на зиму (белки, мыши). Насекомые прячутся в старые пни, коряги, забираются под кору. В лесу тихо и пустынно.

Отгадай загадки!

Утром мы во двор идем — 
Листья сыплются дождем, 
Под ногами шелестят 
И летят, летят, летят. (Осень.)
Сухой — клин, мокрый — блин. (Зонтик.)
Меня часто зовут, дожидаются, а приду — от меня укрываются. (Дождик.)
Листья желтые летят, под ногами шелестят. 
Солнце уж не припекает.  Когда все это бывает? (Осенью.)
Все деревья облетели, 
Зеленеют только ели, днем и ночью дождик льет, 
Грязь и лужи у ворот. (Осень.)

Пальчиковая  гимнастика  «Осень»

Разбросала осень листья,      (раскрывать и закрывать кулачки)
Разукрасила их кистью.         (Делают плавные взмахи ладонями вверх-вниз.)
Мы в осенний парк пойдём, («Шагают» пальцами обеих рук.) Букеты листьев соберём.       (Скрещивают ладони с растопыриванием пальцев.)
Лист кленовый, лист с осинки, (Поочерёдно загибают пальцы, начиная с большого,) Лист дубовый, лист рябинки,
Рыжий тополиный лист
На дорожку спрыгнул вниз.  (спрыгнуть со стульчика и приземлиться на корточки на ковер) 

2 неделя октября «Я в мире человек. Человек творец»

Цель: развитие представления детей о самопознание собственной личности. Учить осознавать собственную значимость среди людей. Дать представление о человеке творце, познакомить с некоторыми изобретателями.

                       Русские народные ремёсла.

Творчество русского народа, благодаря талантам местных мастеров, прославило их по всей Руси и далеко за ее пределами. Многие изделия и по сей день остались символами России.
ВОЛОГОДСКОЕ КРУЖЕВО

Как промысел, кружево на Руси получило свое развитие в начале XIX века. В это время в окрестностях Вологды была возведена фабрика по производству кружева. Рост спроса на вологодское кружево не только в России, но и в странах Европы породил популярность занятия, и плетением ажурного полотна занимались по всей Вологде.
Отличительной особенностью вологодского кружева являлись орнаменты. Основными мотивами были стилизованные рисунки птиц и древо жизни. Само кружево состояло из фона и узора. Оно было фактурным, его формы и рисунки подчеркивались широкой непрерывной линией.
ПАВЛОПОСАДСКИЕ ПЛАТКИ

История павлопосадских платков берет свое начало в конце XVII века. Производить их начали на мануфактуре, основателем которой были Грязнов и Лабзин. Сырьем для производства выступали шерстяные нити, раскраска платков долгое время производилась исключительно вручную.
Основные узоры платков – это цветы. Помимо них использовались заимствованные орнаменты: турецкие огурцы, лотос, античные вазы и древние символы. Традиционная раскладка была представлена овалами и звездами. Крупные рисунки располагались по краям, к центру они уменьшались.
ОРЕНБУРГСКИЙ ПУХОВЫЙ ПЛАТОК

Популярность традиционного оренбургского пухового платка обусловлена его уникальными качествами. Они представляют собой тончайшие шали из натуральной шерсти, с ажурными и красивыми узорами, очень теплые. Для их производства изначально используется уникальный пух оренбургских коз.
Первое официальное упоминание о платках встречается в трудах конца XVIII века, авторства Рычкова, известного краеведа. Именно они позволили узнать об уникальных шалях в Петербурге и Москве и породили спрос на них как в России, так и за рубежом.
ГУСЕВСКИЙ ХРУСТАЛЬ

Отличительная особенность гусевского хрусталя – уникальные грани изделий. Лучи света, преломляясь через них, создают игру, напоминающую переливы драгоценных камней.
Город-родина гусевского хрусталя – Гусь-Хрустальный. Стекольный завод на его территории был основан купцом Мальцевым в 1756 году. Выпускались им вазы и графины, после появилась уникальная посуда из хрусталя, которую поставляли в богатые дома купцов и царские хоромы.
ТУЛЬСКИЙ САМОВАР

Самовар – это уникальный товар, аналогов которому в мире нет. Родина самоваров – Тула. Город обрел такую славу неспроста, способствовало этому обилие мастеров по производству металла, месторождение железных руд и близость к Москве.
УРАЛЬСКИЙ МАЛАХИТ

История производства малахитовых изделий начинается с 40-х годов XVIII века. Вначале это были ювелирные украшения, после к ним добавились табакерки и шкатулки. С расцветом малахитового дела красивым узорчатым минералом облицовывались целые помещения.
Русские мастера славились своей уникальной технологией обработки камня. Они распиливали малахит на очень тонкие пластины и после, наклеивая их, подбирали узор и шлифовали, создавая впечатление монолитного изделия.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9